Россияне считают озеро Байкал одной из визитных карточек страны

6 Декабря 2016

МОСКВА, 6 декабря 2016 года. Байкал – вторая после Кремля достопримечательность, которую россияне считают визитной карточкой страны, однако только половина опрошенных знает, где находится озеро. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Некоммерческим фондом прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал» в октябре 2016 г.*  Исследование приурочено к 20-летию со дня включения озера Байкал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Участникам исследования было предложено назвать три главных достопримечательности России. Каждый пятый россиянин (19%) относит озеро Байкал к числу главных достопримечательностей, являющихся визитной карточкой России, это второй по популярности ответ после Кремля (36%). Чаще остальных главной визитной карточкой России Байкал называли жители Сибирского федерального округа (39% по сравнению со значением по России – 19%).

Также респонденты отвечали на вопрос о том, в каком регионе расположено озеро Байкал. В случае, если респондент не мог назвать регион, ему предлагалась назвать федеральный округ или часть страны. Две трети россиян (65%) сообщили, что знают, где находится озеро Байкал. При этом правильные ответы дали 51% опрошенных: 23% ответили, что озеро находится в Иркутской области, рядом с Иркутском, каждый пятый (19%) сообщил, что оно расположено в Сибири или Сибирском федеральном округе, еще 7% назвали республику Бурятию и 2% - ответили, что Байкал находится в Восточной части страны/на Востоке. Еще 15% дали различные ошибочные ответы относительно расположения озера. 35% опрошенных признались, что не знают, где расположен Байкал.

Лучше остальных о расположении озера Байкал осведомлены жители Сибирского федерального округа, из которых верно ответили на данный вопрос 61% опрошенных, а сообщили о том, что они не знают этого – 18% (по сравнению со значением в целом по стране – 35%).

Большинство опрошенных (62%) считают, что Байкалу грозит серьезная экологическая опасность и необходимо выделять средства из бюджета на его защиту. Более четверти россиян (27%) придерживаются позиции, что в России есть более важные проблемы, которые необходимо решить, а защита озера может подождать. Еще 11% опрошенных затруднились дать ответ на данный вопрос. Чаще остальных о необходимости отнесения проблемы озера Байкала к первостепенным для решения сообщали жители Сибирского и Уральского федеральных округов (70% и 75% соответственно).

И, наконец, участникам опроса было предложено ответить на вопрос о том, какие места в России они лично хотели бы посетить. Более трети опрошенных сообщили, что они хотели бы побывать на Байкале (37%), этот ответ входит в топ-3 мест, куда наши сограждане хотели бы поехать в России (после Крыма (44%) и Санкт-Петербурга (40%).

При этом, если выбирать отпуск на заграничном курорте или на озере Байкал, Байкал предпочтут 61% россиян. Только 29% выбрали бы заграничный отдых.

Чаще остальных о своей заинтересованности в поездке на озеро Байкал сообщали отпрошенные старше 35 лет (от 61-66%), реже всего – молодежь в возрасте до 25 лет (51%).

Назовите ТРИ главные достопримечательности России, которые на Ваш взгляд, являются визитной карточной нашей страны, топ-10, в % от всех опрошенных*

Кремль 36
Байкал 19
Красная площадь 18
Санкт-Петербург 12
Москва 9
Эрмитаж 8
Родина Мать 6
Крым 4
Мавзолей/Ленин 4
Собор Василия Блаженного 4

* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Знаете ли Вы, в каком регионе России находится озеро Байкал?, в % от всех опрошенных

Иркутская область/Иркутск 23
Сибирь/СФО 19
Республика Бурятия 7
Восточная часть страны/На востоке 2
Алтай/Алтайский край 3
Урал/УФО 3
Забайкальский край/Чита 3
Дальний Восток/ДФО 2
Северная часть страны/На севере 1
Другое (ответы менее 1%) 2
Не знаю 35

Одни люди считают, что Байкалу грозит серьезная экологическая опасность и необходимо выделять средства из бюджета на его защиту, другие придерживаются мнения, что в России есть более важные проблемы, а защита озера может подождать. А какая точка зрения Вам ближе?, в % от всех опрошенных
Необходимо первостепенно выделять средства на защиту Байкала 62
Сначала необходимо решить другие более важные проблемы 27
Затрудняюсь ответить 11

Назовите 3 места в России, которые Вы лично хотели бы посетить, топ-10, в % от всех опрошенных*
Крым 44
Санкт-Петербург 40
Байкал 37
Сочи 30
Москва 22
Алтай (Алтайский край) 12
Камчатка 12
Золотое кольцо 9
Казань 8
Калининград 5
* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов

Представьте, что у Вас отпуск и Вам бесплатно предлагают поехать на зарубежный курорт или на озеро Байкал. Что Вы скорее предпочтете?, в % от всех опрошенных
Поездку на зарубежный курорт 29
Поездку на озеро Байкал 61
Затрудняюсь ответить 10

*Инициативный репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2016 г. Опрошено 2000 респондентов в 42 регионах России. Возраст: 14 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. 
Тип публикации: Результаты опросов

Байкал оказался единственной природной достопримечательностью, которую россияне называли в качестве «визитной карточки» страны наряду с известными городами и отдельными памятниками архитектуры. С одной стороны, это свидетельствует о том, что озеро можно назвать символом национальной идентичности для многих соотечественников.

С другой стороны, незнание половиной сограждан географического расположения Байкала подтверждает наличие социально-одобряемых установок, которые не переходят в практические действия по защите и поддержке национального достояния. Симптоматично, что, доля тех, кто смог назвать область или республику, в которых расположено озеро, ниже, чем доля желающих побывать на Байкале лично. Иными словами, россияне декларируют свою заинтересованность в посещении озера, но не готовы прикладывать реальных усилий, чтобы прорабатывать данное направление, известное, к тому же отсутствием качественной туристической инфраструктуры.  

Изменить положение может усовершенствование инфраструктуры и повышение уровня осведомленности не только о самом Байкале, но и о том, какие доступные туристические решения существуют на рынке.

Похожие публикации

В Китае – дисциплина, в Японии – технологии, во Франции и Италии – кулинария: россияне рассказали, чем интересуются в других странах
21 Июня 2022

Аналитический центр НАФИ изучил отношение россиян к культурам разных стран, чтобы узнать, какими странами и регионами они больше всего интересуются и на какие культурологические аспекты обращают внимание. Россияне оценивали не только то, что традиционно относится к объектам культуры (архитектуру, искусство, историю и др.), но и в целом «уклад жизни» (устройство экономики, систему образования, здравоохранения и т. д.) и отличительные черты жителей этих стран (уровень дисциплины, трудоспособность, дружелюбие и т. п.).




Большинство российских водителей не готовы экономить на топливе и автомаслах
9 Июня 2022
После изменения социально-экономической ситуации в феврале 2022 года большинство россиян (62%) стали водить более аккуратно, чтобы снизить вероятность ДТП и последующего ремонта. Новое исследование НАФИ и экспертного центра «Движение без опасности» свидетельствует о том, что водители готовы отказаться от оригинальных запчастей и обслуживания у официальных дилеров, но не станут экономить на горюче-смазочных материалах.


 



Россияне назвали самые привлекательные страны для путешествий
19 Мая 2022

Большинство жителей России (84%) любят путешествовать. Самыми привлекательными странами для туристических поездок россияне называют Италию, Турцию и Францию. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.

Россияне стали водить аккуратнее, чтобы избегать ДТП и ремонтов автомобилей
4 Апреля 2022

Социально-экономические изменения влияют на российский автомобильный рынок и поведение автовладельцев. Стоимость технического обслуживания растет, наблюдается дефицит некоторых видов автозапчастей. Большинство россиян стали водить более аккуратно, чтобы снизить вероятность ДТП и последующего ремонта. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ и экспертного центра «Движение без опасности».


Используемые методы