Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу. При этом сравнительно небольшая доля россиян идут учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты всероссийского мониторинга готовности россиян к работе в условиях цифровой экономики*.
Работающие россияне пессимистичны в оценке своих цифровых компетенций. Половина (51%) характеризуют их уровень как низкий, и лишь 13% оценивают свои навыки и знания высоко. «Самооценка уровня цифровых компетенций не всегда совпадает с их объективным уровнем: так, по результатам наших прошлогодних замеров, высокий уровень цифровой грамотности имеют 27% россиян. Эти результаты были получены после прохождения респондентами комплексного тестирования на платформе «Цифровой гражданин». Отставание субъективной оценки знаний и навыков от объективной – следствие ускоренной цифровизации в период пандемии: людям пришлось взаимодействовать с организациями через цифровые каналы, кто-то перешел на удаленный режим работы», – комментирует Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.
Самооценка уровня цифровых компетенций зависит от возраста, образования и пола: выше свои цифровые знания и навыки склонны оценивать молодежь до 35 лет, люди с высшим образованием, а также мужчины.
Половина работающих считают, что смогли бы перейти на более высокую позицию или найти более привлекательную работу, если бы они лучше знали информационные технологии: такого мнения придерживаются 51% опрошенных, среди молодежи (18-24) доля выше – 59%. «У многих россиян складывается впечатление, что они не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях, они опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда**. Между тем, представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками “по умолчанию”, им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции», – отмечает Людмила Спиридонова.
«Сравнительно небольшая доля россиян идут учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. При этом сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, – подчеркивает Спиридонова. – В 2020 году стартовал федеральный проект “Персональные цифровые сертификаты”, тысячи россиян записались на обучающие курсы. Наступающий год покажет, насколько эффективны были первые этапы этих образовательных программ».