Половина россиян не могут продвинуться по карьерной лестнице из-за низкого уровня цифровых компетенций

9 Февраля 2021

Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу. При этом сравнительно небольшая доля россиян идут учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты всероссийского мониторинга готовности россиян к работе в условиях цифровой экономики*.

Работающие россияне пессимистичны в оценке своих цифровых компетенций. Половина (51%) характеризуют их уровень как низкий, и лишь 13% оценивают свои навыки и знания высоко. «Самооценка уровня цифровых компетенций не всегда совпадает с их объективным уровнем: так, по результатам наших прошлогодних замеров, высокий уровень цифровой грамотности имеют 27% россиян. Эти результаты были получены после прохождения респондентами комплексного тестирования на платформе «Цифровой гражданин». Отставание субъективной оценки знаний и навыков от объективной – следствие ускоренной цифровизации в период пандемии: людям пришлось взаимодействовать с организациями через цифровые каналы, кто-то перешел на удаленный режим работы», – комментирует Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.

Самооценка уровня цифровых компетенций зависит от возраста, образования и пола: выше свои цифровые знания и навыки склонны оценивать молодежь до 35 лет, люди с высшим образованием, а также мужчины.

Половина работающих считают, что смогли бы перейти на более высокую позицию или найти более привлекательную работу, если бы они лучше знали информационные технологии: такого мнения придерживаются 51% опрошенных, среди молодежи (18-24) доля выше – 59%. «У многих россиян складывается впечатление, что они не успевают получать необходимые знания об информационных технологиях, они опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда**. Между тем, представители молодого поколения, родившиеся в цифровую эпоху, также не обладают развитыми цифровыми навыками “по умолчанию”, им также нужно постоянно совершенствовать свои компетенции», – отмечает Людмила Спиридонова.

«Сравнительно небольшая доля россиян идут учиться, чтобы развивать свои цифровые компетенции. При этом сейчас для этого есть все возможности: широкий выбор платных и бесплатных курсов, государственные программы по повышению уровня цифровой грамотности, – подчеркивает Спиридонова. – В 2020 году стартовал федеральный проект “Персональные цифровые сертификаты”, тысячи россиян записались на обучающие курсы. Наступающий год покажет, насколько эффективны были первые этапы этих образовательных программ».


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


Самооценка россиянами своих знаний и навыков в сфере информационных технологий, в % от работающих россиян

  % от работающих россиян
Низкая самооценка 51
Средняя самооценка 33
Высокая самооценка 13
Затруднились ответить 3

«Согласны ли вы с приведенным суждением: если бы Вы знали информационные технологии лучше, то смогли бы успешнее трудоустроиться (получить более высокую должность / найти более привлекательную работу)?», в % от работающих россиян
  % от работающих россиян
Согласны 51
Не согласны 39
Затрудняюсь ответить 10
* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2020 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Пресс-релиз «Кадры для цифровой экономики: жители регионов рискуют потерять работу из-за цифровизации»: https://nafi.ru/analytics/kadry-dlya-tsifrovoi-ekonomiki-zhiteli-regionov-riskuyut-poteryat-rabotu-iz-za-tsifrovizatsii/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Цифровизация – новое препятствие? Только каждый десятый человек с инвалидностью комфортно чувствует себя в цифровой среде
11 Марта 2021

В рамках проекта «Цифровой гражданин» Аналитический центр НАФИ проводит регулярные измерения уровня цифровой грамотности различных групп населения. Ранее мы оценивали цифровые навыки и знания россиян разного возраста, трудоустроенных и неработающих, педагогов. Представляем итоги аналогичного исследования среди людей с инвалидностью. 





Россияне о новой соцсети Clubhouse: слышали, но не пользовались
11 Марта 2021

Новая сеть Clubhouse за последний месяц стала известна большинству российских пользователей соцсетей, при этом 69% пользователей скептически относятся к переводу общения в цифровой среде в аудиоформат. 

Ставка на онлайн: предприниматели станут больше тратить на сайты своих компаний
14 Января 2021

В 1 квартале 2021 года предприниматели будут в 5 раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.  


Большинство россиян не сдавали данные для Единой биометрической системы
28 Декабря 2020

Большинство россиян негативно относятся к идее сдачи своих биометрических данных, в том числе для Единой биометрической системы. Многие сомневаются в том, что собираемые различными организациями биометрические данные надежно защищены. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.