Кадры для цифровой экономики: жители регионов рискуют потерять работу из-за цифровизации

28 Октября 2020

Аналитический центр НАФИ представляет результаты всероссийского мониторинга готовности населения к жизни и работе в условиях цифровой экономики*. Были опрошены жители 85 российских регионов.

Более четверти работающих россиян – 26% – боятся потерять работу из-за цифровизации. В ТОП-5 регионов по опасениям лишиться работы из-за цифровизации входят Самарская область, Ненецкий автономный округ, Курская область, Москва и Тульская область. В этих регионах у работающих наблюдается отставание по таким цифровым компетенциям, как критическая оценка информации в цифровом пространстве, пользование государственными цифровыми сервисами, навыки коммуникации в сети, настройка ПО, готовность к саморазвитию в сфере цифровых технологий. Полный рейтинг регионов по опасению местных жителей лишиться работы представлен в таблице №5.

Большинство трудоспособного населения осознает важность формирования компетенций цифровой экономики для успешного трудоустройства и эффективной работы. Более половины трудоустроенных (53%) заявляют, что для работы им требуется обязательное знание информационных технологий, а 26% опрошенных заявили, что рискуют потерять работу, если не будут обучаться цифровым технологиям. Чаще других высказывают опасения занятые россияне с высшим образованием, а также люди, занимающие должности квалифицированных специалистов (подробнее – в таблицах 3-4). 

Часть россиян полагают, что цифровизация не повлияет на их профессиональную деятельность. Более четверти (27%) трудоустроенных считают, что увольнение из-за недостаточного уровня цифровой грамотности им не грозит, однако при этом все равно осознают важность обучения информационным технологиям. Чаще такой позиции придерживаются молодые россияне от 25 до 34 лет, руководители разных уровней, военные, служащие органов внутренних дел.

По результатам предыдущих всероссийских исследований НАФИ, 27% россиян обладают высоким уровнем цифровой грамотности, 67% – базовым, 6% – начальным**. Среди тех, у кого уровень цифровой грамотности продвинутый, абсолютное большинство – 83% – работающие, а 17% – безработные.

Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала, Аналитический центр НАФИ:

«Цифровые технологии уверенно входят в повседневную жизнь общества, становятся неотъемлемой частью бизнес-процессов, производства – и тем самым ведут к высвобождению цифровых ресурсов. Формируется целая когорта “безработных поневоле”: людей, которые должны сегодня активно переобучаться и повышать квалификацию, чтобы встроиться в новую хозяйственную жизнь и стать частью цифровой экономики. Необходимо вести просветительскую и образовательную работу с населением, проводить регулярный мониторинг по выявлению потребностей различных групп трудоспособного населения в формировании компетенций цифровой экономики, в том числе с привлечением работодателей: как показывают исследования, люди с низкой цифровой грамотностью меньше всего мотивированы ее повышать».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«На вашем месте работы сейчас требуется обязательное знание информационных технологий?», «В ближайший год-два Вы рискуете потерять работу, если не будете обучаться информационным технологиям?», доли ответивших на вопросы, в % от всех опрошенных

  %
Требуется и рискую   26
Требуется, но не рискую  27
Не требуется, но рискую 3
Не требуется и не рискую 37
Затрудняюсь ответить 7
* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2020 г. Опрошено 85 000 человек старше 18 лет в 85 регионах России. Выборка в каждом регионе составила 1000 человек. Выборка в каждом субъекте РФ построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта.
** Средний индекс цифровой грамотности составляет 58 п.п. Подробнее: «Цифровая грамотность россиян: исследование 2020» https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Большинство работодателей соблюдают меры по профилактике коронавируса
11 Сентября 2020

Большинство работодателей в России соблюдают рекомендованные меры по профилактике коронавирусной инфекции. В приоритете для них – дезинфекция помещений. Меньше внимания уделяется закупке средств индивидуальной защиты сотрудников: каждый пятый работающий отметил, что не получает защитные маски на работе.

Финансовая мотивация и организация процесса коммуникации: как страховые агенты выбирают компании для сотрудничества
5 Августа 2020

Большинство страховых агентов удовлетворены взаимодействием со страховыми компаниями, с которыми сотрудничают. В число главных критериев, на основе которых они принимают решение о продолжении сотрудничества, входят: финансовая мотивация, простота коммуникации с компанией, организация бизнес-процессов и оптимальность ее продуктовой линейки. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Информационного агентства «Банки.ру», проведенного во 2 квартале 2020 года. 


Демократия против авторитаризма: россияне оценили различия в стиле мужчин и женщин на руководящих позициях
23 Июня 2020
Аналитический центр НАФИ и Московская школа управления СКОЛКОВО провели исследование, чтобы определить различия в стиле руководства между руководителями-мужчинами и руководителями-женщинами.

 



Сотрудники, перешедшие на удаленный формат, сообщили о снижении своей эффективности
18 Июня 2020

41% работающих жителей Москвы и Московской области, перешедших на удаленный формат работы из-за пандемии, отметили снижение своей эффективности – таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного в мае-июне 2020 года. Для сравнения: работодатели, которые перевели всех или часть своих сотрудников на удаленный формат, отмечали снижение эффективности сотрудников в два раза чаще (82%). 




Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.