Не учи учителя: педагоги разбираются в технологиях лучше учащихся

23 Сентября 2019
Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе

  • Вопреки распространенному мнению, ученики разбираются в современных технологиях хуже учителей, но пристальнее следят за технологическими новинками;

  • цифровая грамотность педагогов существенно выше среднероссийского уровня;

  • почти все педагоги пользуются интернетом, больше половины из них являются активными пользователями соцсетей.

Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности – выше, чем у учеников и студентов вузов. Однако учащиеся опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Почти все учителя используют интернет, а 59% активно пользуются соцсетями. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта НАФИ «Цифровая грамотность и ИКТ-компетенции российских педагогов»*.

Для оценки уровня цифровой грамотности использовалась методология, предложенная на саммите G20**. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде (подробнее о составляющих цифровой грамотности ниже). Ранее Аналитический центр НАФИ проводил измерения уровня цифровой грамотности населения России, а также изучил уровень цифровой грамотности российских подростков.

30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с бОльшим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

По результатам исследования было установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский (на 35 п. п.) и составляет 87-88 пунктов.

Подростки 12–17 лет активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также превышает среднероссийский: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств: по этому показателю у учителей результаты выше учеников на 30 п.п. (92 пункта против 62).

Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками.

Многие педагоги считают, что их коллеги неуверенно используют цифровые технологии в своей преподавательской деятельности или вовсе их не используют. Так, каждый третий утверждает, что существенная доля коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) используют цифровые технологии неуверенно.

Методология и результаты

Цифровая грамотность педагогов измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.

1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%.

2. Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. Для учителей школ и преподавателей вузов показатель компьютерной грамотности составил 92 и 91% соответственно.

3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у педагогов общего образования оценивается на 88%, а у педагогов высшего образования – на 90%.

4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.

5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. Из всех составляющих цифровой грамотности именно этот показатель у педагогов оказался на наиболее низком уровне: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ:

«Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность».

Скачать аудиокомментарий Людмилы Спиридоновой, руководителя направления HR-исследований Аналитического центра НАФИ


*В исследовании «Цифровая грамотность педагогов», проведенном Аналитическим центром НАФИ, приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ. Метод сбора данных – онлайн-опрос учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы.
** В 2017 г. на Саммите G20 группой экспертов был предложен подход к оценке цифровой грамотности на основе системы индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям (K. Chetty, Q. Liu, L. Wenwei. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017).
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений
15 Июня 2020

Представители поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер. Аналитический центр НАФИ представляет результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян.


Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»
12 Мая 2020

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».





Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
30 Апреля 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.


Цифровая грамотность россиян: исследование 2020
10 Апреля 2020
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. 

Используемые методы