Школа не помогает подросткам выбрать профессию

25 Июня 2018

МОСКВА, 25 июня 2018 года. Треть подростков в возрасте от 14 до 17 лет уже определились со своей будущей профессией, причем большинство из них считают, что школа не помогла им сделать профессиональный выбор. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса школьников старших классов, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2018 г.*

Треть подростков (31%) сообщили, что твердо определились с выбором будущей профессии, половина (54%) сейчас рассматривают несколько вариантов профессионального развития. Не определились с профессией 15% опрошенных. С возрастом постепенно увеличивается число подростков, выбравших профессию: среди школьников в возрасте от 14 до 15 лет их доля составляет 27%, от 16 до 17 лет – 36%.

Более половины тех, кто в той или иной степени определился с выбором профессии (53%), считают, что школа не помогла им сделать профессиональный выбор, 23% затруднились ответить. Каждый четвертый (24%) полагает, что определиться с профессией в школе им все же помогли, например, углубленным изучением отдельных предметов (47%), факультативными занятиями и кружками (30%), встречами с представителями профессий (30%). Также ребята считают полезными рекомендации психолога (25%), экскурсии на предприятия потенциальных работодателей (21%) и выступления представителей ВУЗов (23%).

Большинство подростков (69%) планируют получать высшее образование, причем доля девушек, которые хотят поступать в ВУЗы, выше, чем доля молодых людей (74% против 66%).

Почти все ребята от 14 до 17 лет (98%) ежедневно пользуются интернетом.


«Определились ли Вы в настоящий момент с выбором будущей профессии?», в % от всех опрошенных, разбивка по возрасту

  Все опрошенные 14-15 лет 16-17 лет
Да, и это твердое решение 31 27 36
Есть несколько вариантов, между которыми я определяюсь 54 56 52
Нет, еще не определились 15 17 12


«Помогла ли Вам школа определиться с выбором будущей профессии?», в % от тех, кто уже принял решение о профессии или рассматривает несколько вариантов профессий

   Подростки, определившиеся с выбором профессии
Да, школа помогла определиться 24
Нет, школа не помогла 53
Затрудняюсь ответить 23


«Как именно школа помогла определиться с будущей профессией?», в % от тех, кто ответил, что школа помогла им с выбором будущей профессии **

   Подростки, определившиеся с выбором профессии благодаря школе
Углубленное изучение отдельных предметов 47
Факультативные занятия и кружки 30
Встречи с представителями профессий 30
Рекомендация психолога (по результатам тестов, деловых игр и пр.) 25
Выступления представителей вузов, техникумов, колледжей 23
Экскурсии на предприятия потенциальных работодателей 21
Рекомендации по выбору дополнительных образовательных курсов 18
Другое 2
Затрудняюсь ответить 7


«Какое образование Вы планируете получить?», в % от всех опрошенных, разбивка по полу

  Все опрошенные Юноши Девушки
Неполное среднее образование 2 3 2
Среднее образование (школа или ПТУ) 2 2 2
Среднее специальное образование (техникум) 16 20 12
Незаконченное высшее (1-3 курсы ВУЗа) 2 3 1
Высшее образование 70 66 74
Ученая степень 2 2 3
Затрудняюсь ответить 6 4 6




*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2018 г. Опрошено 412 детей в возрасте от 14 до 17 лет в 191 населенном пункте в 8 федеральных округах Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа
Тип публикации: Результаты опросов

Грамотно настроенная система профориентации повышает качество человеческого капитала, способствует развитию экономики, помогает рационально распределить трудовые ресурсы, снизить уровень безработицы. В настоящее время существует ряд проблем, связанных с профориентацией молодежи, которые не позволяют достичь высоких результатов: недостаток квалифицированных специалистов-профориентаторов, отсутствие целостной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков в школах, противоречие между представлениями ребят и их родителей о престижных востребованных профессиях и реальным запросом экономики и рынка труда, невозможность получить информацию о всем многообразии существующих профессий и их содержании, отсутствие возможности выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка, предложить детям разнообразные дифференцированные подходы к обучению.

Результаты проведенного исследования подтверждают существующую сложную ситуацию с профориентацией: лишь треть подростков приняла твердое решение о будущей профессии, и только каждому четвертому в этом помогла школа. Перемены необходимы, поскольку только грамотно выстроенная система может помочь подросткам в профессиональной ориентации, параллельно повышая уровень качества трудовых ресурсов в стране в целом.

руководитель направления HR-исследований, исследований в сфере энергетики

Похожие публикации

Россияне стали более гибко относиться к смене места жительства из-за работы
12 Декабря 2018
По сравнению с прошлым годом россияне стали более гибко относиться к возможности переезда для лучшего трудоустройства: снизилась доля тех, кто был категорически не готов переезжать. Трудовая мобильность выше у молодежи до 34 лет, а также среди жителей малых городов. 
Драйверы и барьеры развития человеческого капитала в эпоху цифровизации экономики. "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевой обзор №2(14), 2018"
10 Декабря 2018
В нашем тематическом обзоре мы объединили результаты анализа государственной статистики, а также собственных исследований с целью определения текущего состояния человеческого капитала нашей страны, рассматривая его через призму неотъемлемых от жизни каждого человека трудовых отношений.
Россияне стали больше думать о карьере
3 Декабря 2018
За прошедший год возможность карьерного роста на работе стала важнее для россиян. При этом снизилась значимость стабильности компании и дружественных отношений в рабочем коллективе. 
Россияне стали хуже высыпаться из-за работы сверхурочно
6 Ноября 2018
Почти половина работающих россиян жалуются на недосыпание, причем за год выросло число тех, кто не высыпается из-за необходимости работать сверхурочно. Меньше всех спят руководители высшего и среднего звена. 

Используемые методы