Российские интернет-пользователи: защищенность персональных данных в онлайн-сервисах выросла

10 Сентября 2021

За 4 года выросло число интернет-пользователей, уверенных в защищенности своих персональных данных в различных онлайн-сервисах. Чаще всего пользователи говорят о хорошей защите персональных данных в государственных интернет-сервисах и банках, реже – в онлайн-магазинах. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

По мнению пользователей, государственные интернет-сервисы (например, «Госуслуги») – лидеры по уровню защищенности персональных данных. 59% пользователей считают, что их персональные данные на таких ресурсах защищены (рост на 7 п.п. с 2017 года).  

Несколько снизилось доверие пользователей в области защиты данных в банках. В 2017 году 58% говорили о защищенности персональных данных в финансовых организациях, сегодня – 53% (сокращение на 5 п.п.). Это связано с активизацией мошенников в банковской сфере: по результатам исследований НАФИ, в 2020 году держатели банковских карт стали в полтора раза чаще сталкиваться с мошенниками**, большинство россиян получают спам-звонки (89%)***.

Наибольший рост доверия пользователей к защите персональных данных – у российских интернет-компаний, а также у сервисов электронных платежей. С 2017 года доля тех, кто отмечает защищенность персональных данных в сервисах электронных платежей (ЮMoney, Qiwi и т.д.), повысилась на 11 п.п. до 38%, в российских интернет-компаниях (Яндекс, Mail.ru) – на 9 п.п. до 37%. О защите персональных данных в международных интернет-компаниях (Google, Facebook) говорят 35% пользователей (рост на 8 п.п.).

Наименьшая доля интернет-пользователей говорят о защищенности персональных данных в зарубежных и российских онлайн-магазинах (по 28% в каждой категории). По данным НАФИ, за последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников****.

Лейсан Баймуратова, и.о. директора исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:

«Защита персональных данных – одна из самых актуальных тем в цифровом пространстве. Высокое доверие россиян к государственным онлайн-сервисам по кибербезопасности во многом соотносится с представлениями населения, что именно государство имеет достаточно ресурсов для защиты персональных данных в интернете. Последнее время всё больше государственных услуг становится доступно онлайн, чему во многом способствовала пандемия. Так, более половины россиян пользовались госуслугами в интернете в период изоляции и ограничительных мер, связанных с COVID-19. Кроме того, репутация коммерческих организаций также во многом зависит от того, насколько они могут обеспечить сохранность данных своих клиентов. Однако и сами интернет-пользователи должны регулярно повышать свою цифровую грамотность, чтобы грамотно защищать свои данные и успешно противостоять мошенническим действиям».

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июле 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Подробнее: «В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками» https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/
*** Подробнее: «Россиян раздражают спам-звонки, но они не готовы с ними бороться» https://nafi.ru/analytics/rossiyan-razdrazhayut-spam-zvonki-no-oni-ne-gotovy-s-nimi-borotsya/   
**** Подробнее: «Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете» https://nafi.ru/analytics/kazhdyy-desyatyy-rossiyanin-stalkivalsya-s-prodavtsami-moshennikami-v-internete/
Тип публикации: Отраслевой обзор
Скачать полное исследование
«Российские интернет-пользователи: защищенность персональных данных в онлайн-сервисах выросла»

Похожие публикации

46% работающих россиян жалеют, что не связаны с IT и не могут воспользоваться льготами для IT-специалистов
10 Августа 2022

Более половины россиян (56%) слышали о мерах господдержки ИТ-отрасли. При этом почти каждый второй работающий житель нашей страны (46%) сожалеет, что не связан с этой сферой и не может воспользоваться льготами, которые сейчас доступны ИТ-специалистам.

Две трети россиян хотели бы получить дополнительное образование в сфере IT
19 Июля 2022
Россияне готовы обучаться информационным технологиям (ИТ), причем доли женщин и мужчин, готовых проходить курсы по ИТ, совпадают. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
Импортозамещение софта займет несколько месяцев – российские предприниматели
15 Июля 2022
По мнению российских предпринимателей, переход на отечественное программное обеспечение (ПО) в их компаниях обоснован из-за небезопасности иностранного ПО, невозможности его оплатить или роста его стоимости.
Самые распространенные стереотипы россиян об IT-профессиях
1 Июля 2022

Несмотря на бурное развитие цифровой экономики и присутствие на рынке труда множества IT-профессий, многие россияне руководствуются стереотипами и заблуждениями в отношении того, кто работает в данной сфере. Самые распространенные мифы: IT-специалист должен знать язык программирования (79%), а также уметь самостоятельно собрать и починить компьютер (55%). Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.