Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете

29 Марта 2021

За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга**, скама*** и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.

С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).

При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.

Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.

«Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников».

По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством****. Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях.


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«В интернете встречаются продавцы-мошенники, которые, получив деньги за товар, ничего не отправляют покупателю или отправляют совсем другой товар. Вы лично сталкивались с такими ситуациями в течение последнего года?», в % от всех опрошенных

  % от всех опрошенных
Да, сталкивался и потерял при этом деньги 7
Да, сталкивался, но деньги удалось вернуть 4
Нет, не сталкивался 89
* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Чаще всего фишинг – это массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы. В результате мошенники получают доступ к аккаунтам и банковским счетам пользователей.
*** Скам - мошеннические рассылки, обещающие пользователям крупное денежное поступление.
**** Пресс-релиз «В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками», 20.01.2021, https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россияне стали реже делать сбережения в иностранной валюте
22 Июля 2021

За последние семь лет доля россиян, у которых есть сбережения в иностранной валюте, планомерно снижалась – к концу 2020 года она сократилась втрое и составила 6% (против 19% в 2014 году). 

Путь заемщика: как россияне выбирают кредиты
14 Июля 2021

При выборе кредитов россияне чаще всего сравнивают информацию всего из 1-2 источников. Наиболее «любознательны» потенциальные заемщики, желающие оформить кредит на покупку жилья или автомобиля. 

75% подростков хотят повышать свою финансовую грамотность
9 Июля 2021

Подростки – активные участники современной экономики. Большинство получают от родителей деньги на регулярные траты, каждый третий имеет самостоятельный источник дохода. При этом только 42% подростков заявляют о достаточности навыков для распоряжения деньгами. 75% хотели бы повышать свою финансовую грамотность.

Новатор против консерватора: портреты приверженцев наличных и безналичных платежей
8 Июля 2021

Доля пользователей безналичных платежей увеличилась в 3 раза с 2015 года – с 16% до 47%: сегодня чуть меньше половины россиян оплачивают повседневные покупки безналичным способом. Аналитический центр НАФИ выяснил, кто из россиян перешел на безналичную оплату, а кто до сих пор предпочитает пользоваться наличными.



Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.