Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете

29 Марта 2021

За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

Мошенничество в сфере онлайн-торговли может принимать различные формы: от простого обмана с недоставкой товара или неоплатой покупки до фишинга**, скама*** и других приемов социальной инженерии. Мошенники могут выдавать себя за продавцов или покупателей на известных онлайн-площадках. Также мошенниками создаются сайты-подделки, маскирующиеся под известные веб-ресурсы.

С каждым годом мошеннические схемы эволюционируют, появляются новые угрозы. Только 11% россиян отмечают, что покупатель сам должен проявлять внимательность и надеяться в первую очередь на свои силы во взаимодействии с недобросовестными продавцами. Такое мнение более популярно среди женщин (13% против 9% среди мужчин).

При этом, по мнению большинства россиян (61%), бороться с недобросовестными интернет-продавцами должны правоохранительные органы. Люди старшего возраста придерживались такого мнения чаще других.

Возлагают ответственность на торговые площадки и интернет-провайдеры намного реже: 13% и 12% опрошенных соответственно считают, что провайдерам и маркетплейсам отводится ведущая роль в противостоянии мошенникам, причем среди молодежи доля сторонников этой позиции выше.

«Может показаться, что бороться со схемами интернет-мошенничества можно только на уровне правоохранительных органов. Действительно, с системой мошенничества в первую очередь может и должно бороться государство. Однако нельзя следовать логике патернализма и перекладывать ответственность там, где от действий конкретного человека серьезно зависит его собственная безопасность, – отмечает Лейсан Баймуратова, и.о. директора направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ. – Важно повышать уровень цифровой грамотности людей – в том числе для того, чтобы пользователи могли обезопасить себя от интернет-мошенников».

По данным НАФИ за второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31% до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством****. Этот рост может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях.

* Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в январе 2021 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.
** Чаще всего фишинг – это массовые рассылки писем и уведомлений от имени известных брендов, банков, платежных систем, почтовых сервисов, социальных сетей. Такие письма, как правило, содержат логотип, сообщение и прямую ссылку на сайт, внешне неотличимый от настоящего. По ссылке требуется перейти на сайт «сервиса» и под различными предлогами ввести конфиденциальные данные в соответствующие формы. В результате мошенники получают доступ к аккаунтам и банковским счетам пользователей.
*** Скам - мошеннические рассылки, обещающие пользователям крупное денежное поступление.
**** Пресс-релиз «В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками», 20.01.2021, https://nafi.ru/analytics/v-2020-godu-derzhateli-bankovskikh-kart-v-poltora-raza-chashche-stalkivalis-s-moshennikami/
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете»

Похожие публикации

Каждый четвертый предприниматель имеет высокий уровень финансовой грамотности
26 Мая 2022

Каждый четвертый (24%) собственник микро- и малого бизнеса в России имеет высокий уровень финансовой грамотности. Прежде всего такие показатели демонстрируют руководители компаний с численностью сотрудников от 15 до 50 человек и опытные бизнесмены, которые более 10 лет занимаются предпринимательством.

Мнения россиян относительно динамики курсов валют разделились
26 Апреля 2022

53% россиян считают, что курсы иностранных валют по отношению к рублю в ближайший месяц вырастут, а 47% считают, что курсы останутся неизменными или снизятся. 

Без сбоев: большинство россиян продолжают расплачиваться безналично
21 Апреля 2022
Доля россиян, предпочитающих расплачиваться безналично, за последние 2 месяца не сократилась и осталась на уровне 68%. Большинство россиян (63%) за последний месяц не сталкивались с проблемами при безналичной оплате товаров или услуг и в новой социально-экономической ситуации предпочитают совершать безналичные платежи.
Большие покупки и ремонт – две основные причины, по которым россияне готовы взять кредит в ближайшие месяцы
19 Апреля 2022

По данным Банка России, в 2021 году 36,3 млн россиян имели кредитные обязательства перед банками. 28 февраля 2022 года Банк России повысил ключевую ставку с 9,5% до 20% годовых, а 8 апреля снизил ее до 17% годовых. Вслед за ростом ключевой ставки выросли ставки по кредитным продуктам для населения.