В 2020 году держатели банковских карт в полтора раза чаще сталкивались с мошенниками

20 Января 2021

За второе полугодие 2020 года в полтора раза (с 31%* до 45%) увеличилась доля держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством. Чаще всего о попытках мошенничества сообщали жители Москвы и Санкт-Петербурга, люди среднего возраста (35-44 года). Об этом свидетельствуют  результаты исследования Аналитического центра НАФИ**.

Для связи с держателями карт мошенники используют различные способы: звонки по телефону, текстовые сообщения на мобильный телефон, письма на электронную почту, содержащие фишинг, вирусы или вредоносные ссылки.

«Рост числа случаев мошенничества во втором полугодии может объясняться тенденцией массового перехода клиентов на дистанционное обслуживание в финансовых учреждениях, комментирует Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ. – Телефонное мошенничество – это один из приемов социальной инженерии, когда для дезориентации жертвы злоумышленники используют различные методы обмана: представляются представителями банка или государственной организации, пугают возможной потерей денежных средств и другими неприятностями».  

На фоне роста числа попыток мошенничества держатели карт проявляют бдительность: после попыток злоумышленников узнать персональные данные держателей карт 4% понесли финансовые потери, и эта доля не увеличилась с июля 2020 года. В группе риска – люди без высшего образования и представители рабочих профессий.

«Несмотря на рост числа держателей банковских карт, которые сталкивались с мошенничеством, доля пострадавших от их действий не изменилась. Это может свидетельствовать о том, что мошеннические схемы медленно, но все же теряют свою эффективность: для достижения такого же результата по вымоганию денег, как полгода назад, злоумышленникам приходится обзванивать в полтора раза больше людей и находить новые схемы», комментирует Гузелия Имаева.

Большинство россиян возлагают ответственность за потерю денег жертвами мошенников на банки или государство: половина (51%) считают, что возмещать ущерб от мошенничества должен банк, а 17% считают, что это должно делать государство. Каждый третий (32%) возлагает ответственность на самого клиента банка. Мужчины чаще женщин считают, что владелец карты должен сам возмещать свои потери от действий мошенников (36% против 29%).

«Перенос ответственности за понесенный ущерб на финансовые организации и государство свидетельствует об определенном уровне социальной напряженности в обществе.  Необходимо активно оповещать население о возможных рисках. Для выработки эффективных мер борьбы с мошенниками требуется плотное и постоянное взаимодействие правоохранительных органов с регулятором и финансовыми организациями», отметила Гузелия Имаева.

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование

Доля держателей банковских карт, сталкивавшихся с мошенничеством* 
     Июль 2020 Декабрь 2020
Да        31           45
Нет        69           55
* В июле и в декабре 2020 вопросы задавались в разных формулировках. Июль 2020: «С какими попытками мошенничества в отношении Ваших банковских карт Вы сталкивались?». Декабрь 2020: «Иногда мошенники под видом сотрудников банка пытаются выведать у граждан данные их банковских карт. За последний год сталкивались ли Вы лично с такими мошенниками?».
*В июле и в декабре 2020 вопросы задавались в разных формулировках, однако сравнивание результатов допустимо. Подробнее об исследовании июля 2020 года: https://nafi.ru/analytics/27-derzhateley-bankovskikh-kart-mogut-stat-zhertvami-moshennikov/.
**Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2020 г. Опрошено 1600 человек от 18 лет в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.  
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Каждый десятый россиянин сталкивался с продавцами-мошенниками в интернете
29 Марта 2021
За последний год каждый десятый россиянин – 11% – сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников, а 4% смогли вернуть свои деньги. Среди представителей старшего поколения доля тех, кто сталкивался с мошенниками, ниже. 
Рост в 3 раза за 3 года: россияне стали чаще пользоваться смартфоном для оплаты
3 Марта 2021

Большинство россиян хорошо осведомлены о технологии бесконтактных платежей. За последние три года россияне стали в три раза чаще оплачивать покупки бесконтактным способом с помощью смартфонов и в два раза чаще – с помощью других «умных» устройств: смартчасов и браслетов. Самым распространенным платежным средством остается банковская карта, она есть у большинства россиян (82%).

Готовность к риску: у россиян вырос «аппетит» к инвестициям без должных знаний
12 Февраля 2021

Снижение процентной ставки по вкладам и кажущиеся простота и доступность инструментов инвестирования привели многих россиян к идее попробовать себя в роли инвестора. Почти четверть (24%) проявляют интерес к этой сфере, а 9% россиян имеют опыт инвестирования. При этом большинство «новых инвесторов» не имеют практических навыков и достаточных финансовых знаний для работы на фондовом рынке.

Банкам – отказать, знакомым – вернуть: как россияне относятся к возврату долгов
22 Декабря 2020
Аналитический центр НАФИ провел исследование отношения россиян к феномену банкротства. Для многих россиян кредит в банке и заем у друзей или близких – принципиально разные вещи.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.