Путь предпринимателя к получению господдержки

75 % представителей микро- и малого бизнеса знают о мерах государственной поддержки предпринимателей
17 % малого бизнеса обращались за господдержкой
9 % микробизнеса использовали меры господдержки

Цель проекта

  • Выявление уровня осведомленности предпринимателей о мерах государственной поддержки
  • Определение доли предпринимателей, когда-либо получавших меры государственной поддержки
  • Выявление причин, по которым предприниматели не обращаются за мерами государственной поддержки
  • Разработка «пути предпринимателя» при получении государственной поддержки
  • Определение болевых точек на пути предпринимателя к получению мер государственной поддержки

* Инициативное комплексное социологическое исследование Аналитического центра НАФИ было проведено в январе 2020 г. В рамках исследования опрошено 1000 действующих предпринимателей микро- и малого бизнеса в 80 регионах России по репрезентативной выборке, проведена серия фокус-групп с действующими предпринимателями, имеющими опыт обращения за мерами государственной поддержки.

Осведомленность о мерах господдержки 

Три четверти представителей микро и малого бизнеса знают о мерах государственной поддержки предпринимателей (75%), однако пользовались ими только 9% респондентов. Четверть предпринимателей никогда о них не слышали (24%).
Осведомленность о мерах господдержки


Причины, по которым предприниматели не обращаются за господдержкой 

Среди основных причин, по которым респонденты не обращались за господдержкой:
•сложности, связанные с подготовкой документов
•недоверие к государству
•отсутствие подходящих программ для бизнеса
•отсутствие потребности в поддержке государства
•недостаток информации

Потенциальный интерес к мерам государственной поддержки

Подавляющее большинство предпринимателей, которые не имеют опыта получения государственной поддержки (79%), считают, что получить её сложно. 

Если бы господдержку можно было легко получить, ей бы воспользовались 77% предпринимателей, представляющих микро и малый бизнес.




Путь предпринимателя при получении государственной поддержки

Путь предпринимателя при получении государственной поддержки

Этап 1. До обращения 

•Узнает о существовании государственной поддержки бизнеса (от друзей, знакомых, других предпринимателей, СМИ).

•Ищет информацию в интернете, обращается в организации поддержки бизнеса по телефону, через сайт, лично.

•Подбирает подходящую программу государственной поддержки.

•Изучает правила, регламенты, требования, списки документов.

•Принимает решение воспользоваться/не воспользоваться поддержкой.

Этап 1. До обращения


Этап 2. В процессе обращения

•Обращается в различные инстанции для сбора документов (МФЦ, ФНС).

•Ждет выдачи справок.

•Исправляет ошибки в документах.

•Готовит бизнес-план.

•Подает комплект документов.

•Ждет решения об одобрении/отказе.

Этап 2. В процессе обращения

Этап 3. После обращения 


Этап 3. После обращения


Основные потребности предпринимателей при получении господдержки

  • Доступная информация о программах государственной поддержки
  • Соответствие программ господдержки потребностям бизнеса
  • Централизованный и унифицированный процесс подачи заявки на господдержку
  • Четкие пошаговые инструкции и алгоритмы в получении господдержки
  • Знания для правильного оформления господдержки
  • Преодоление барьеров для получения господдержки
  • Упрощение отчетности после получения господдержки


>> Скачать полный отчет по исследованию <<


Ключевые проблемы предпринимателей на каждом этапе


Ключевые проблемы предпринимателей на каждом этапе


Воронка потребностей предпринимателей

Воронка потребностей предпринимателей

Ключевые выводы 


1.Недостаточный уровень понимания содержания господдержки - основная причина отказа от обращения за ней. Для предпринимателей без опыта господдержка – это нечто мифологическое, что невозможно получить.


2. Сложная и запутанная отчетность часто занимает слишком много времени и сил, что снижает бизнес-эффект от полученной помощи. Однако предприниматели, получившие господдержку, обычно удовлетворены и могут выступать амбассадорами программ.


3. Когда начинается долгая подготовка документации для получения господдержки из-за бюрократических проволочек, недостаточной квалификации сотрудников различных инстанций, затруднённой межведомственной коммуникации, предприниматели разочаровываются и транслируют негативный опыт взаимодействия с государством своему окружению


4.Низкий уровень компетенций государственных служащих, работающих с предпринимателями, негативно сказывается на всех этапах обращения за господдержкой. Унификация и упрощение процессов может упростить им работу и повысить мотивацию к работе с предпринимателями, что в конечном счете положительно отразится на имидже господдержки в целом.

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону: