Бизнес в новых условиях

Результаты Социально-экономического мониторинга НАФИ в 1 полугодии 2022 года
67% предпринимателей нуждались в госсподдержке в марте 2022 года
37% компаний снизили расходы на IT, рекламу и маркетинг
83% предприятий приняли меры по сокращению издержек

Начало 2022 года российский бизнес встретил в ситуации восстановления после ограничений, связанных с распространением коронавируса. В январе – начале февраля доля предпринимателей, которые положительно оценивали свое текущее финансовое положение, превысила долю тех, кто давал отрицательные оценки (36% против 22% соответственно). 

Однако с начала марта резкие изменения социально-экономической ситуации спровоцировали беспрецедентный уровень неопределенности. Оценки бизнеса относительно перспектив развития стали негативными. В большинстве компаний появились антикризисные стратегии, и бизнес, наряду с запросом на меры государственной поддержки, стал оперативно принимать шаги по сокращению издержек. Чаще всего в марте российские предприниматели переводили сотрудников на удаленный режим работы, отказывались от аренды офиса, рекламных и маркетинговых расходов, а также оптимизировали фонд оплаты труда за счет сокращения штата, отмены премий и систем мотивации сотрудников.  

Снимок экрана 2022-06-09 151330.png  


В апреле – мае большинство предпринимателей смогли адаптироваться к новым условиям работы.

 
Социально-экономический мониторинг НАФИ показал, что предприниматели верят в ренессанс экономической стабильности в ближайший год-два. Подобный взгляд на ситуацию свидетельствует о готовности российского бизнеса продолжать работу, и важная задача государства сегодня – поддержать этот оптимизм.

 
В брошюре с отчетом представлены результаты всероссийских опросов среди российских предпринимателей.

В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.

В рамках каждой волны мониторинга опрашивались 500 человек, в том числе с помощью B2B-панели НАФИ «Голос бизнеса».

Голос Бизнеса

Отчет содержит данные по следующим вопросам: 

  • оценка делового климата субъектами малого и среднего бизнеса,
  • адаптация бизнеса к новым условиям, 
  • решение проблем с перебоями поставок импортных комплектующих и оборудования,
  • культура делового партнерства,
  • прогнозы российских предпринимателей.


Скачать полное исследование
«Бизнес в новых условиях»