Цифровая грамотность для экономики будущего

1600 респондентов
500 компаний
42 региона

Цель проекта

  • определить понятие цифровой грамотности, описать ее компоненты, их взаимосвязь  
  • оценить уровень цифровой грамотности россиян в базовых вопросах 
  • оценить уровень цифровой грамотности в российских компаниях, уровень их защиты от киберугроз 
  • подготовить экспертные рекомендации для государства, некомерческих организаций и бизнеса по преодолению выявленных проблем 

Методы исследования

  • Кабинетный анализ мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения
  • Всероссийский репрезентативный опрос населения 
  • Всероссийский репрезентативный опрос предпринимателей

Основные выводы

Определение цифровой грамотности

Есть разные взгляды на определение понятия и измерение уровня цифровой грамотности. Анализ российских и международных практик показал актуальность и комплексность подхода, предложенного в рамках саммита G20 в апреле 2017 года и базирующийся на оценке индикаторов информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям.

Под цифровой грамотностью мы понимаем базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде. 

Компоненты цифровой грамотности: 

  • Информационная грамотность
    • Знания о специфике информации и различных ее источниках
    • Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
    • Установки в отношении пользы и вреда информации
  • Компьютерная грамотность
    • Знание устройства компьютера и его функций
    • Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
    • Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
  • Медиаграмотность
    • Знание о медиа-контенте и его источниках
    • Навыки поиска новостей и фактчекинга
    • Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
  • Коммуникативная грамотность
    • Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
    • Навыки использования современных средств коммуникации
    • Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
  • Технологические инновации
    • Знания современных технологических тенденций
    • Навыки работы с гаджетами и приложениями
    • Установки в отношении пользы технологических инноваций

Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам.  Слайд6.JPG


Подиндексы цифровой грамотности Слайд7.JPG


Слайд8.JPG

Слайд9.JPG

Слайд10.JPG

Слайд11.JPG


Презентация данных

Материалы исследования были презентованы 20 июня на пресс-конференции для федеральных СМИ с участием Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ, Дмитрия Сазонова, депутата Госдумы РФ, председателя Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Госдуме, Юлии Алферовой, советника Министра экономического развития РФ, Андрея Сельского, директора по направлению «Кадры и образование» Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», Илии Димитрова, общественного омбудсмена по цифровой экономике и Елены Луценко, руководителя образовательного проекта QIWI FINTEEN.

IMG_2949.JPG


IMG_2926.JPG

Видеозапись пресс-конференции доступна по ссылке.


Позиции экспертов 

Сазонов.jpg


Алферова.jpg

Сельский.jpg


Димитров.jpg

Луценко.jpg


Основные публикации по результатам проекта

ТАСС: Российские школьники превзошли родителей по уровню цифровой грамотности

ИзвестияАналитики оценили цифровую грамотность россиян

РБКАналитики оценили уровень цифровой грамотности россиян

Банки.ру: НАФИ: 38% россиян используют один пароль для разных аккаунтов

Скачать полное исследование
«Цифровая грамотность для экономики будущего»

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону: