Россияне стали чаще заводить домашних животных за пандемию
С 2019 года доля россиян, у которых в домохозяйстве есть питомцы, выросла до 49% (рост на 5 п.п.).
Во многом это связано с периодом пандемии: необходимость проводить больше времени дома и недостаток «живого» общения повлияли на решение россиян завести питомцев.
Семьи чаще имеют домашних животных, чем одинокие люди: среди одиноких доля не имеющих питомцев выше (58%), а в семьях от 3-х человек – наоборот, ниже (47%): легче решиться завести животное, когда есть с кем разделить обязанности по его уходу и содержанию. Больше всего владельцев находятся в Уральском, Сибирском и Приволжском федеральных округах (61%, 58% и 55% соответственно).
Жители столиц реже заводят домашних животных, чем в российских регионах. 66% россиян из Москвы и Санкт-Петербурга не имеют питомцев.
Наличие питомца, %
Россияне чаще всего заводят кошку
Кошка – по-прежнему самое распространенное домашнее животное: она есть у 35% россиян. Каждый четвертый (23%) имеет собаку. Беспородные кошки и собаки встречаются у россиян чаще, чем питомцы с родословной. Птиц, мелких животных, аквариумных рыбок и экзотических питомцев заводят существенно реже.
Портрет типичного владельца домашнего животного в России: женщина, проживает в городе в одном из российских регионов, имеет семью, уровень дохода – средний или ниже среднего.
Корм и услуги ветеринара – самые большие статьи расходов
Покупать питание и пищевые добавки животным приходилось 75% хозяев, а лекарства и консультации ветеринара – 44%. При этом за пандемию непосредственно к услугам ветеринара владельцы домашних животных стали обращаться реже (падение на 8 п.п. за 2 года до 38%).
Вырос спрос на сопутствующие товары для животных – одежду, аксессуары, игрушки. Их покупали 37% владельцев домашних питомцев, что можно объяснить несколькими факторами:
- за период пандемии увеличилось количество домашних питомцев, а следовательно вырос спрос на товары
- рынок зоотоваров и услуг оказался в числе отраслей, наименее пострадавших от пандемии (зоомагазины продолжали функционировать и в период карантина)
- мода на одежду и аксессуары для животных стимулирует желание владельцев животных быть в тренде
- глобальная тенденция гуманизации отношения к животным ведет к спросу на товары для животных не только первой необходимости
Статьи расходов на услуги и товары для питомцев, % (сумма ответов превышает 100%, т.к. респондент мог выбрать несколько ответов)
За пандемию россияне увеличили расходы на товары для домашних животных
Обычно расходы семьи на содержание всех своих домашних животных не превышают 2 000 рублей в месяц (такой ответ дали 68% опрошенных владельцев животных). Свыше 5 000 рублей в месяц тратят только 4% хозяев. Наибольшие траты на домашних животных – у жителей российских столиц.
Ежемесячные траты на питомцев, %