Представляем результаты исследования, проведенного компанией PwC в России совместно с Аналитическим центром НАФИ. Целью исследования стало выявление новых возможных направлений инвестирования для бизнеса в посткризисный период, связанный с пандемией COVID-19.
Методология
В рамках исследования было проведено 1 001 интервью с руководителями различных российских компаний в два этапа. Первый опрос состоялся в период с начала сентября по начало октября 2020 года, а дополнительное исследование было проведено в конце ноября – начале декабря этого года.
Выборка была структурирована по размеру бизнеса, что обеспечило полноту мнений различных по величине компаний – представителей крупного, среднего и малого бизнеса, а также возможность сравнения этих мнений между собой. Интервью охватывали все сферы производства, а географически – всю Россию. Метод проведения – телефонные интервью, опрос проводился на условиях конфиденциальности.
Оценка инвестиционного климата в России с момента начала пандемии COVID-19
Согласно данным опроса, COVID-19 спровоцировал инвестиционный спад: большинство опрошенных предпринимателей (81%) сошлись во мнении, что пандемия привела к ухудшению инвестиционного климата в России. При этом 70% из них считают, что ситуация в инвестировании пока не вернулась к докризисной.
Каждый десятый опрошенный руководитель отметил, что кризис не повлиял на инвестиционный климат вовсе (10%), а 3% считают, что климат даже улучшился.
Представители крупного и среднего бизнеса оценивают инвестиционный климат более позитивно, чем руководители малого бизнеса. Каждый второй руководитель крупной компании считает, что климат ухудшился, но уже восстановился (55%). Среди руководителей малого бизнеса только 7% считают, что ситуация вернулась к докризисным показателям, в то время как большинство (74%) представителей данного сегмента отмечают, что инвестиционный климат стал еще хуже, чем был до пандемии COVID-19.
Инвестиционные планы
В ходе проведенного опроса единства мнений относительно уменьшения или увеличения объемов инвестиций отмечено не было. Треть компаний вкладывают больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (31%), немногим менее трети – меньше (28%), еще треть не отметили изменений (34%).
Подобный разброс характерен прежде всего для компаний малого бизнеса.
Что касается крупного бизнеса, только 10% отметили, что сократили инвестиции в собственный бизнес, в то время как 35% сохранили инвестиции на прежнем уровне, а 28% – вкладывают даже больше, чем в прошлом году.
При этом доля тех, кто инвестирует больше, чем в прошлом году, наиболее высока среди представителей среднего бизнеса (38%).
О сокращении инвестиционных планов заявили 41% руководителей бизнеса, в том числе 11% отметили, что их планы потерпели крах, а 30% руководителей указали, что планы пришлось существенно изменить, сократив инвестиции. О пересмотре планов при сохранении объемов инвестирования заявили 42% опрошенных. Еще 10% руководителей отметили, что даже увеличили объемы инвестиций.
В то же время изменения в инвестиционных планах незначительно различаются в зависимости от размера бизнеса. Средний бизнес в целом чуть более устойчив: о неизменности объемов инвестиций заявили 50 % опрошенных в данной группе. При этом об увеличении планируемых инвестиций малый бизнес заявлял чаще (11%), чем средний (3%) и крупный (5%).
Направления для инвестирования
В топ-3 направлений для инвестирования, которые выделяют руководители компаний, входят вложения в развитие собственного бизнеса (17%), расходы на оборудование и технику, а также инвестиции в производство и промышленность (по 10%). По 6% опрошенных отметили потенциал таких сфер, как автоматизация и внедрение новых технологий, строительство и проектирование. Лишь 5 % считают вложения в персонал одним из перспективных направлений для инвестирования.
При этом существенных различий в выборе направлений для инвестирования в зависимости от размера бизнеса не отмечается.
При ответе на вопрос об инвестировании в некоторые направления в связи с недостатком средств картина схожая. В производство и промышленность хотели бы вложиться 11% опрошенных, и столько же – в развитие своего бизнеса в целом (11%). Некоторые руководители хотели бы инвестировать в оборудование и технику (6%), автоматизацию и технологии (4%), строительство и проектирование (4%).
Около половины компаний не планируют расширять бизнес, в то время как каждая третья рассматривает такие планы (31%). О сокращении бизнеса заявили 10 % компаний, причем в первую очередь это касается малых и средних предприятий, тогда как среди представителей крупного бизнеса планирующих сокращение не оказалось.
При этом о планах расширения бизнеса существенно чаще заявляли представители малых компаний (33%) по сравнению со средними и крупными (16% и 18% соответственно).