Инфляционная грамотность россиян

21 п. по шкале от 0 до 100 составляет Индекс инфляционной грамотности россиян
41% смогли выбрать верное определение инфляции из предложенного списка
20% следят за уровнем инфляции хотя бы изредка

Большинство национальных банков мира, реализующих политику инфляционного таргетирования, активно используют в своей работе результаты мониторинга инфляционных ожиданий экономических агентов и, прежде всего, населения. Инфляционные ожидания оказывают значимое влияние на общий уровень цен и, следовательно, на сам уровень инфляции. Поэтому результаты опросов о потребительских настроениях и инфляционных ожиданиях всегда учитываются при принятии решений об уровне ключевой ставки в ходе реализации денежно-кредитной политики государства в целом. В то же время сегодня учеными-экономистами поднимается вопрос о степени рациональности в инфляционных ожиданиях людей. Прогнозирование инфляции основывается, в числе прочего, на агрегированных ситуативных мнениях отдельных людей и их субъективных ощущениях роста цен. При этом возрастает вероятность неточных прогнозов, а значит снижается и эффективность кредитно-денежной политики. 

Недавно в научном обиходе появился новый термин — инфляционная грамотность.  Под инфляционной грамотностью понимается осведомленность о различных аспектах инфляции и о ее влиянии на уровень цен. Проведенные исследования показывают, что человек с высокой инфляционной грамотностью имеет более реалистичные и точные инфляционные ожидания как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Аналитическим центром НАФИ было проведено исследование с целью изучения отдельных компонент инфляционной грамотности населения России. Для характеристики инфляционной грамотности разработан агрегированный показатель — Индекс инфляционной грамотности. Мониторинг этого индекса осуществляется теперь на регулярной основе. 


Подход к построению Индекса инфляционной грамотности

Концептуально инфляционная грамотность рассматривается НАФИ как одна из составляющих финансовой грамотности современного человека (по аналогии с исследовательским подходом, состоящем в выделении и исследовании других составляющих финансовой грамотности того же уровня: налоговая грамотность, бюджетная грамотность и др.).

При построении Индекса инфляционной грамотности мы исходим из принятого сегодня подхода к измерению любого вида функциональной грамотности человека: через оценку трех компонент — знаний, навыков и установок. Частный индекс Знания отражает понимание человеком самого термина «инфляция», а также его представлений о причинах инфляции и способах ее регулирования на государственном уровне. Частный индекс Навыки отражает подход человека к формированию денежных накоплений и защите сбережений от обесценивания. Частный индекс Установки описывает степень (выраженность) интереса человека к теме инфляции. 

В представленном исследовании уровень знания и понимания инфляции, опыт ее учета в жизни и установки в этой сфере раскрываются в инструментарии, состоящем из 6 закрытых вопросов анкеты. Построенный на этом материале Индекс инфляционной грамотности отражает способность человека разумно относиться к инфляционным явлениям в экономике, а также противодействовать обесцениванию денег на личном уровне и на уровне семейного бюджета.


Знание и понимание термина «инфляция»

Первым этапом измерения инфляционной грамотности населения РФ стало выяснение знания опрошенными значения термина «инфляция» и глубины понимания этого термина. Сначала респондентам предлагалось самим оценить свои знания об инфляции, ответив на вопрос «Знаете ли Вы, что такое инфляция?» (декларируемое знание). Только 28% опрошенных выбрали вариант ответа «Да, знаю хорошо». Половина (50%) дали осторожный ответ «Да, знаю в общих чертах». 22% признались, что ничего не знают об инфляции. 

Что такое инфляция

Хуже всех оценивает свое знание инфляции молодежь до 24 лет — каждый третий о ней «ничего не знает». Максимальную уверенность в знании инфляции демонстрируют опрошенные в возрасте 45–59 лет.

Следующим пунктом в ходе исследования понимания инфляции (после самооценки знания термина) стал вопрос о знании определения инфляции. Опрошенным предлагалось выбрать верный вариант среди четырех определений. 

Вопрос задавался только респондентам, знающим об инфляции «хорошо» или «в общих чертах». Он не задавался тем, кто ранее сказал, что «ничего не знает об инфляции» — 22% участников исследования. Правильный ответ (Инфляция — рост цен на товары и услуги в течение продолжительного времени) выбрали чуть больше половины тех, кому вопрос задавался (53%). Остальные 47% респондентов либо выбрали неверный вариант ответа, либо не смогли выбрать никакого варианта: сделанное ими ранее заявление о знании термина «инфляция» не подтвердилось. Если же говорить о всех совершеннолетних жителях России, то среди них только 41% во-первых, сказали, что знают термин «инфляция», а во-вторых — смогли выбрать ее верное определение.

Определение инфляции

Вопрос о природе инфляции задавался только тем, кто ранее заявил о знании термина «инфляция» и выбрал правильное определение инфляции из нескольких предложенных. Таковых среди совершеннолетних россиян оказалось 41% (исключены 22% не знающих термина «инфляция» и 37% неверно выбравших определение инфляции). 

«Доказавшим» знание инфляции респондентам предлагалось ответить на более сложный вопрос: выбрать из предложенного набора факторы, влияющие на инфляцию в России в наибольшей степени (до трех ответов).

Правильными признавались три варианта ответа: монопольные сговоры, избыток денег и доступность кредитов. Большинство респондентов, которым этот вопрос задавался, отметили хотя бы один из правильных факторов. Только каждый пятый из отвечавших на этот вопрос (20%) не сумел выбрать ни одного правильного варианта ответа.

Рост инфляции_Доли правильных ответов
Знающим определение инфляции респондентам также задавался вопрос об эффективности государственных мер регулирования инфляции. 

Правильными ответами (самыми эффективными мерами) в этом вопросе являются варианты «Не увеличивать денежную массу» и «Повысить ставку ЦБ». Однако, отвечавшие на этот вопрос чаще выбирали меры, связанные с контролем цен на продукты.

Меры по сдерживанию инфляции_Доли правильных ответов

Установки в отношении инфляции и сберегательное поведение

Одной из составных частей инфляционной грамотности человека является степень (выраженность) его интереса к теме инфляции, установка узнавать новости и получать знания по этой теме. Для измерения этого интереса респондентам был задан отдельный вопрос.

Установки в отношении инфляции

Задавался вопрос только тем, кто правильно выбрал определение инфляции. Как отмечалось выше, 59% россиян не знают значение термина «инфляция» или неверно выбрали ее определение. 

Добавив к этой группе тех, кто на вопрос об интересе к теме «инфляция» ответил «Не слежу за инфляцией и не представляю ее текущий уровень» (21%), можем говорить о том, что 80% совершеннолетних жителей России не знают, что такое «инфляция», или не интересуются этой темой. Оставшиеся 20% россиян заявили об интересе к показателю инфляции, инфляционным прогнозам, а также к действиям государства по сдерживанию инфляции.

Способ сбережения денег является важным показателем инфляционной грамотности.  Чем лучше накопления защищены от обесценивания, тем выше инфляционная грамотность человека. Вопрос о наличии и форме сбережений позволяет классифицировать респондентов по признаку «правильности» защиты от инфляции. 

Делают сбережения сегодня около половины россиян (49%). Наиболее распространенной формой сбережений являются наличные рубли — ее используют четверть опрошенных (25%). Еще 12% ответили, что держат деньги в банке на беспроцентных счетах. Накопления в наличной валюте используют 2% россиян. Все указанные формы сбережений не уберегают деньги от инфляции, поэтому не могут считаться инфляционно-грамотными. Более эффективными в части защиты от инфляции являются формы хранения денег на банковском вкладе (13%) и покупка драгметаллов, драгоценностей, стоимость которых в долгой перспективе растет (1%). 

Совсем небольшая доля россиян (около 1%) инвестируют сбережения, приобретая ценные бумаги или вкладывая деньги в ПИФы. Эти рискованные инструменты вложений способны обеспечить высокую доходность, однако, их использование требует специальных знаний и взвешенного подхода, учитывающего риск, необходимость диверсификации вложений и пр.

Наличие сбережений

Индекс инфляционной грамотности

На изложенном выше материале строится Индекс инфляционной грамотности. Индекс отражает способность человека разумно относиться к инфляционным явлениям в экономике, а также противодействовать обесцениванию денег на личном уровне и на уровне семейного бюджета. Индекс является трехкомпонентным и рассчитывается на основании трех частных показателей, каждый из которых, в свою очередь, строится по ответам респондентов на представленные выше вопросы анкеты.

Частный индекс Знания отражает знание термина «инфляция», понимание причин инфляции и способов ее регулирования на государственном уровне. Индекс строится на основе анализа ответов респондентов на следующие четыре вопроса.

Индекс инфляционной грамотности_Знания

Частный индекс Установки отражает степень интереса человека к теме «инфляция». Индекс строится на основе анализа ответов респондентов на один вопрос.

Индекс инфляционной грамотности_Установки

Частный индекс Навыки отражает подход к формированию денежных накоплений и защите сбережений от обесценивания. Индекс строится на основе анализа ответов респондентов на один вопрос.

Индекс инфляционной грамотности_Навыки

Интегральный Индекс инфляционной грамотности строится методом усреднения трех частных индексов: Знания, Навыки и Установки. На этом этапе возникает вопрос о сравнительной важности каждого из частных индексов: ведь используя обычное усреднение (без весов) по умолчанию предполагается, что все частные индексы вносят одинаковый вклад в интегральный Индекс инфляционной грамотности. Если же использовать средневзвешенное вместо среднего арифметического, нужно найти способ для определения весовых коэффициентов, соответствующих вкладу каждого частного индекса в общий Индекс. 

С этой целью в анкету был добавлен вопрос о том, насколько успешно участники опроса справляются с инфляцией. Такой вопрос можно рассматривать как взгляд на инфляционную грамотность «с другой стороны». В самом деле, что есть грамотный в отношении инфляции человек, как не тот, кто успешно противодействует инфляции? Учитывая глобальный характер явления (инфляции), говорить об успешности/неуспешности такого противодействия можно только в сравнительных категориях: насколько у человека это получается лучше/хуже, чем у других людей, находящихся в схожих обстоятельствах.

Среднее значение Индекса инфляционной грамотности составляет 21 балл по 100-балльной шкале. Наибольших значений Индекс достигает у респондентов в возрасте 45–59 лет, с высшим образованием, работающих и проживающих в обеих столицах или городах-миллионниках. Наименьшие значения Индекса наблюдаются у молодежи до 24 лет, без высшего образования, не работающих и живущих в сельской местности или в малых городах.

Индекс инфляционной грамотности_Среднее значение

Главный вывод

Чем выше Индекс инфляционной грамотности, тем меньшие значения инфляции прогнозируются. Просвещение населения в вопросах инфляции и стимуляция интереса к этой теме приведут к повышению Индекса и к более «скромным» инфляционным ожиданиям, а снижение уровня инфляционных ожиданий населения влечет снижение фактического уровня инфляции в будущем. Таким образом, инфляция может быть снижена путем просвещения населения!

Презентация результатов исследования

Результаты исследования были представлены на вебинаре НАФИ в ноябре 2020. 

На мероприятии выступили председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, генеральный директор Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет и директор по исследованиям НАФИ Алексей Комисаров. Модерировал дискуссию Ян Арт – главный редактор Finversia.ru, эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку.

Запись трансляции вебинара:

Скачать полное исследование
«Инфляционная грамотность россиян»

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону:

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.