Цель проекта
получение сводной информации в отношении финансовой доступности в России с точки зрения потребителя, в том числе:
- Определение характеристик сегментов российского населения, которое не пользуется или не имеет доступа к финансовым услуга
- Определение уровня спроса на финансовые продукты и услуги (по группам продуктов и услуг
- Определение объективных и субъективных барьеров доступа к финансовым услуга
- Разработка предложений по наиболее эффективным способам преодоления
- барьеров к финансовым услугам
Партнер проекта
Метод исследования
всероссийский репрезентативный количественный опрос*, а также качественные интервью как с пользователями и не-пользователями финансовых услуг**, так и поставщиками услуг***
«Показатели финансовой доступности Группы двадцати» предлагают измерять финансовую доступность, учитывая три аспекта:
- доступ к финансовым услугам
- пользование финансовыми услугами
- качество предоставления продуктов и услуг.
Для формирования целостной картины «Показатели финансовой доступности Группы двадцати» включают данные, отражающие ситуацию как с точки зрения предложения, так и спроса. Кроме того, они дают более глубокое представление о доступе к продуктам и услугам и пользовании ими, включая в анализ показатели о новых развивающихся каналах предоставления дистанционных услуг, таких, например, как мобильный банкинг.
.
Основные выводы
В 2012 г. CGAP провел исследование доступности финансовых услуг в России, выявившее необходимость получения полных и подробных данных по ситуации с финансовой доступностью (а также недоступностью) в стране для лучшего понимания характеристик и потребностей тех групп населения, которые не охвачены или недостаточно охвачены финансовыми услугами, а также барьеров, мешающих людям получить доступ к финансовым услугам и воспользоваться ими.
Доклад о результатах исследования структурирован в соответствии с тремя аспектами финансовой доступности, определенными в «Показателях финансовой доступности Группы двадцати», и представляет анализ этих аспектов с точки зрение потребителя:
- В Главе 1 представлен обзор инфраструктуры физического доступа к основным финансовым услугам и каналам их предоставления, чтобы представить результаты восприятия проблемы доступа потребителями в более широком контексте. Далее в главе представлены результаты исследования в отношении удовлетворенности потребителей инфраструктурой физического доступа к финансовым услугам.
- В Главе 2 рассматриваются результаты опроса населения о пользовании финансовыми услугами и каналами их предоставления, а также об осведомленности о них и намерении воспользоваться финансовыми услугами в ближайшие 12 месяцев.
- В Главе 3 представлены выводы относительно качественных аспектов финансовой доступности в России. В главе представлены результаты как количественного опроса, так и качественных интервью по проблеме барьеров к финансовой доступности, таких как степень доверия к поставщикам финансовых услуг и финансовым услугам, главных причин для пользования или отказа пользоваться финансовыми услугами с точки зрения потребителя, финансовой грамотности, а также поведенческих стереотипов, влияющих на решение людей пользоваться финансовыми услугами. В главе также приводится сравнительный анализ взглядов потребителей и поставщиков услуг на ключевые барьеры к финансовой доступности, основанный на данных качественного исследования.
Завершается отчет рядом наблюдений, которые могут быть полезны как для поставщиков финансовых услуг и разработчиков политики, работающих над вопросами финансовой доступности в России, так и для исследователей, изучающих данную тему.