Финансовая доступность в России: взгляд потребителя

при поддержке CGAP и Beyond Philanthropy
2800 респондентов
52 региона

Цель проекта

получение сводной информации в отношении финансовой доступности в России с точки зрения потребителя, в том числе:

  • Определение характеристик сегментов российского населения, которое не пользуется или не имеет доступа к финансовым услуга
  • Определение уровня спроса на финансовые продукты и услуги (по группам продуктов и услуг
  • Определение объективных и субъективных барьеров доступа к финансовым услуга
  • Разработка предложений по наиболее эффективным способам преодоления

  • барьеров к финансовым услугам


Партнер проекта

CGAP - консультативная группа по оказанию помощи бедным. Представляет собой глобальное партнерство 34 ведущих организаций, которые стремятся улучшить финансовую доступность, разрабатывает инновационные решения, проводит исследования и активно взаимодействует с поставщиками финансовых услуг. 

Метод исследования

всероссийский репрезентативный количественный опрос*, а также качественные интервью как с пользователями и не-пользователями финансовых услуг**, так и поставщиками услуг***

«Показатели финансовой доступности Группы двадцати» предлагают измерять финансовую доступность, учитывая три аспекта: 

  • доступ к финансовым услугам
  • пользование финансовыми услугами 
  • качество предоставления продуктов и услуг. 

Для формирования целостной картины «Показатели финансовой доступности Группы двадцати» включают данные, отражающие ситуацию как с точки зрения предложения, так и спроса. Кроме того, они дают более глубокое представление о доступе к продуктам и услугам и пользовании ими, включая в анализ показатели о новых развивающихся каналах предоставления дистанционных услуг, таких, например, как мобильный банкинг.

* опрошено 2800 человек в 150 населенных пунктах в 52 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 1,85%


* *групповые дискуссии с представителями различных сегментов населения — активные, умеренные пользователи и не-пользователи финансовых услуг, 5 фокус-групп.
.
* **индивидуальные беседы по неформализованному сценарию с представителями финансовых организаций, отвечающих за стратегию развития на рынке (топ-менеджмент, руководители стратегических и других соответствующих подразделений), 40 интервью.


Основные выводы

В 2012 г. CGAP провел исследование доступности финансовых услуг в России, выявившее необходимость получения полных и подробных данных по ситуации с финансовой доступностью (а также недоступностью) в стране для лучшего понимания характеристик и потребностей тех групп населения, которые не охвачены или недостаточно охвачены финансовыми услугами, а также барьеров, мешающих людям получить доступ к финансовым услугам и воспользоваться ими.

Доклад о результатах исследования структурирован в соответствии с тремя аспектами финансовой доступности, определенными в «Показателях финансовой доступности Группы двадцати», и представляет анализ этих аспектов с точки зрение потребителя: 

  • В Главе 1 представлен обзор инфраструктуры физического доступа к основным финансовым услугам и каналам их предоставления, чтобы представить результаты восприятия проблемы доступа потребителями в более широком контексте. Далее в главе представлены результаты исследования в отношении удовлетворенности потребителей инфраструктурой физического доступа к финансовым услугам. 
Снимок 1.JPG
  • В Главе 2 рассматриваются результаты опроса населения о пользовании финансовыми услугами и каналами их предоставления, а также об осведомленности о них и намерении воспользоваться финансовыми услугами в ближайшие 12 месяцев. 
Снимок 2.JPG
  • В Главе 3 представлены выводы относительно качественных аспектов финансовой доступности в России. В главе представлены результаты как количественного опроса, так и качественных интервью по проблеме барьеров к финансовой доступности, таких как степень доверия к поставщикам финансовых услуг и финансовым услугам, главных причин для пользования или отказа пользоваться финансовыми услугами с точки зрения потребителя, финансовой грамотности, а также поведенческих стереотипов, влияющих на решение людей пользоваться финансовыми услугами. В главе также приводится сравнительный анализ взглядов потребителей и поставщиков услуг на ключевые барьеры к финансовой доступности, основанный на данных качественного исследования. 
Снимок 3.JPG

Завершается отчет рядом наблюдений, которые могут быть полезны как для поставщиков финансовых услуг и разработчиков политики, работающих над вопросами финансовой доступности в России, так и для исследователей, изучающих данную тему.

Скачать полное исследование
«Финансовая доступность в России: взгляд потребителя »

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону: