Энциклопедия финансового поведения россиян

при поддержке VISA и Центра исследований платежных систем и расчетов
1600 респондентов
42 региона
5 лет наблюдений

Цель проекта

Продолжить публикацию аналитических дайджестов о финансовом поведении граждан и их финансовой грамотности. Предыдущий выпуск можно посмотреть тут.

Партнер спецпроекта

Visa начала активно поддерживать тему финансового поведения с 2007 г.: с программы, которая реализовывалась при поддержке Министерства финансов РФ и впервые использовала социальную рекламу в области повышения финансовой грамотности. 

Методы исследования

Всероссийские опросы * в 2008-2013 гг.

Основные выводы

  • Общая доля банковских клиентов среди населения на протяжении последних 5 лет уверенно росла.
Если в 2008 г. только каждый второй россиянин пользовался услугами банков (52%), в 2011 г. таких было 74%, а в 2012 г. – уже 77%. Однако в течение 2012 г. темпы роста не увеличивались, а доля клиентов банков стабилизировалась на уровне 77%.

  • Продолжают снижаться оценки россиян в отношении собственного уровня финансовой грамотности. Количество респондентов, считающих свои знания в сфере финансов отличными или хорошими, сокращается. Доля тех, кто оценивает свои знания как неудовлетворительные или признается в их отсутствии, наоборот, растет. 

Уменьшение доли оценивающих свой уровень финансовой грамотности на «5» (отличные знания) и на «4» (хорошие знания) наблюдается последние три года. К примеру, в 2010 г. таких было 25%, в 2011 г. – 20%, а в 2013 г. – 13%. Респон дентов, считающих свои знания в сфере финансов удовлетворительными, также стало меньше (37% в 2013 г. против 44% в 2011 г.).


Скачать полное исследование
«Энциклопедия финансового поведения россиян»

Отзыв заказчика

Вопросы повышения финансовой грамотности населения все чаще стоят на повестке дня правительств разных стран. Так, на международном саммите «Группы 20», который
прошел в Санкт-Петербурге в начале сентября 2013 г., проблема разработки национальной стратегии в области финансового образования стала одним из приоритетов для обсуждения.

Компания «Visa» поддерживает реализацию программ по повышению финансовой грамотности среди широких слоев населения по всему миру вот уже более 15 лет. По
нашему мнению, ключевым фактором повышения финансовой грамотности является предоставление необходимой информации о финансовых продуктах и услугах, о новых
возможностях, которые предлагают современные финансовые институты.

В этом смысле инициатива НАФИ – данное исследование в области личных финансов – очень своевременная и востребованная на российском рынке.
Эндрю Торре
генеральный директор VISA в России

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону: