100 фактов о финансовом поведении россиян

Сборник результатов всероссийских опросов
1600 респондентов
42 региона
6 лет наблюдений
Похожие публикации

Цель проекта

Адаптировать классические исследовательские техники к изучению поведения граждан в области личных финансов. Книга объединила в себе два важных пласта практических выводов о современном российском потребителе финансовых услуг: финансовое поведение россиян имеет ярко выраженную национальную и географическую специфику, а финансовая культура и грамотность россиян только начинает формироваться.

Методы исследования

Всероссийские опросы в 2005-2012 гг.*

Основные выводы

  • Финансовое поведение россиян имеет ярко выраженную национально-культурную и географическую специфику.

Удачным примером в этом случае служит отношение россиян к различным формам сбережений. Так, для большинства наших соотечественников самые надежные формы вложений являются и самыми выгодными, что в корне противоречит теории риска, которая свидетельствует, что чем прибыльнее вложение денег, тем более оно рискованно.

Снимок 2.JPG

  • Стратегия выбора финансовой организации также уникальна и отличается особой консервативностью. 

Большинство россиян с большей вероятностью обратятся в ту компанию, которую им порекомендовали знакомые или родственники, чем в ту, информацию о которой они узнали из СМИ или других источников. Также мы наблюдаем сверхпопулярность брендов государственных структур и компаний с долей госучастия.

Снимок 3.JPG

  • Серьезный отпечаток на поведение россиян накладывают масштабы нашей страны. 

В зависимости от места проживания, от развитости экономики региона, культурных и религиозных традиций можно наблюдать различия в уровне и особенностях пользования, мотивах выбора финансовых услуг.

  • Финансовая культура и грамотность населения только начинают формироваться.

Исследования НАФИ показывают, что менее половины россиян ведут семейные бюджеты доходов и расходов. Почти 40% россиян никогда не сравнивают условия предоставления финансовой услуги у разных компаний. Каждый пятый россиянин не читает договора с финансовыми организациями или не до конца понимает его смысл и несмотря на это подписывает.

И это только некоторые аспекты. Если говорить в целом, индикаторы НАФИ, позволяющие объективно оценить уровень финансовой грамотности россиян, показывают, что за время кризиса ситуация принципиально не изменилась. Однако вопрос о субъективной оценке своей финансовой компетентности за тот же период (2008–2011 гг.) показал положительную динамику. 

Снимок 4.JPG

Подобное расхождение в объективных и субъективных показателях говорит о тенденции роста излишней уверенности потребителей в своих силах и компетентности. Такая самоуверенность слишком опасна, так как может привести к излишне рискованному финансовому поведению в будущем.

Скачать полное исследование
«100 фактов о финансовом поведении россиян»

Мы всегда на связи!

Если у Вас есть вопросы, комментарии и пожелания, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Контактное лицо:
Звоните по телефону: