Министерство экономического развития Российской Федерации обратилось в Аналитический центр НАФИ с запросом на выявление проблем, которые возникают при получении мер государственной поддержки предпринимателями.
Основные задачи, которые решались в рамках проекта:
- разработка «пути предпринимателя» при получения государственной поддержки
- определение болевых точек на этом пути в каждом регионе
- генерация прототипов идей, которые могут помочь развитию МСП в регионе и популяризации государственной поддержки
Для разработки Customer Journey Map (CJM) были проведены стратегические сессии в 10 городах: Барнаул, Иваново, Липецк, Калининград, Пермь, Псков, Смоленск, Тула, Тюмень, Челябинск. Участниками исследования стали представители государственных структур, отвечающие за работу с МСП в регионе, и представители регионального бизнес-сообщества (предприниматели с опытом получения государственной поддержки и предприниматели без опыта).
В ходе исследования эксперты Аналитического центра НАФИ выяснили, что CJM «Получение мер государственной поддержки предпринимателями» включает следующие этапы:
1. До обращения (формирование потребности, сбор информации о доступной господдержке, подбор подходящей программы господдержки)
2. Обращение за господдержкой (сбор документов, подача заявления, одобрение заявки, подписание договора)
3. После одобрения (получение средств, отчетность об использовании полученных средств, погашение задолженности)
В ходе исследования было выявлено, что ключевыми проблемами предпринимателей на федеральном уровне являются несоответствие предлагаемых программ поддержки потребностям реальных предпринимателей – высокий входной порог и количество ограничений, количество контролирующих организаций, подотчетных различным ведомствам – и отсутствие единой системы отчетности и реестра МСП, которое усложняет процесс взаимодействия предпринимателя и государства. Для каждого региона были выявлены свои особенности «пути предпринимателя».
На основе исследования были выработаны пути решения проблем связанных с получением мер государственной поддержки предпринимателями. В их числе:
- создание региональных бизнес клубов, рабочих групп по разработке программ господдержки
- онлайн образовательные программы для предпринимателей
- разработка и реализация программ господдержки в сотрудничестве с реальными предпринимателями
- реестр профильных специалистов
- региональный образовательный портал для предпринимателей
- онлайн личный кабинет предпринимателя
- рекламная кампания, посвященная программам господдержки для МСП
- создание региональных программ господдержки для каждого субъекта федерации
- единый сайт, содержащий информацию обо всех действующих программах господдержки
- горячая линия по вопросам господдержки
- льготы опытным предпринимателям