Центры «Мой бизнес»

Карта пути клиента

Министерство экономического развития Российской Федерации обратилось в Аналитический центр НАФИ с запросом на выявление проблем, которые возникают при получении мер государственной поддержки предпринимателями.

Основные задачи, которые решались в рамках проекта:

  • разработка «пути предпринимателя» при получения государственной поддержки
  • определение болевых точек на этом пути в каждом регионе
  • генерация прототипов идей, которые могут помочь развитию МСП в регионе и популяризации государственной поддержки

Для разработки Customer Journey Map (CJM) были проведены стратегические сессии в 10 городах: Барнаул, Иваново, Липецк, Калининград, Пермь, Псков, Смоленск, Тула, Тюмень, Челябинск. Участниками исследования стали представители государственных структур, отвечающие за работу с МСП в регионе, и представители регионального бизнес-сообщества (предприниматели с опытом получения государственной поддержки и предприниматели без опыта).

В ходе исследования эксперты Аналитического центра НАФИ выяснили, что CJM «Получение мер государственной поддержки предпринимателями» включает следующие этапы:

1. До обращения (формирование потребности, сбор информации о доступной господдержке, подбор подходящей программы господдержки)

2. Обращение за господдержкой (сбор документов, подача заявления, одобрение заявки, подписание договора)

3. После одобрения (получение средств, отчетность об использовании полученных средств, погашение задолженности)

Customer Journey Map

В ходе исследования было выявлено, что ключевыми проблемами предпринимателей на федеральном уровне являются несоответствие предлагаемых программ поддержки потребностям реальных предпринимателей – высокий входной порог и количество ограничений, количество контролирующих организаций, подотчетных различным ведомствам – и отсутствие единой системы отчетности и реестра МСП, которое усложняет процесс взаимодействия предпринимателя и государства. Для каждого региона были выявлены свои особенности «пути предпринимателя». 

На основе исследования были выработаны пути решения проблем связанных с получением мер государственной поддержки предпринимателями. В их числе:

  • создание региональных бизнес клубов, рабочих групп по разработке программ господдержки 
  • онлайн образовательные программы для предпринимателей
  • разработка и реализация программ господдержки в сотрудничестве с реальными предпринимателями
  • реестр профильных специалистов
  • региональный образовательный портал для предпринимателей
  • онлайн личный кабинет предпринимателя
  • рекламная кампания, посвященная программам господдержки для МСП
  • создание региональных программ господдержки для каждого субъекта федерации
  • единый сайт, содержащий информацию обо всех действующих программах господдержки
  • горячая линия по вопросам господдержки
  • льготы опытным предпринимателям

Другие кейсы