Новая нормальность: образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии

2000 человек (всероссийская выборка)
500 предпринимателей
8 федеральных округов

Читайте также: спецпроект «Бизнес и коронавирус»

***

«Новая нормальность»: об исследовании

Термин «новая нормальность» («new normal») получил широкое распространение после финансового кризиса 2007-2008 годов и ранее в основном использовался для описания социально-экономических последствий глобальной рецессии.

Сегодня «новой нормальностью» определяют не столько экономические, сколько социальные последствия глобальной пандемии COVID-19 — то есть последствия в разных аспектах жизнедеятельности человека, подразумевая, что то, что совсем недавно было ненормальным, становится обычным явлением.

Большую общественную огласку в России этот термин получил в апреле 2020 года после его использования в телевизионном интервью главой Роспотребнадзора Анной Поповой, которая заявила: 

«Нам надо готовиться, и это совершенно очевидно уже, что у нас теперь наступает новая нормальность — мы должны будем поменять свои привычки».

Новая нормальность



В спецпроекте описываются уже проявляющиеся тенденции на основе данных самых последних социологических исследований, а также приводятся экспертные прогнозы специалистов Аналитического центра НАФИ, построенные на основе этих исследований. Прогнозы описывают изменения окружающей реальности, в том числе потребительских рынков, отношений в семье и референтных группах, в культурных практиках и взаимоотношениях человека с государством.


Методология исследования

Первичные данные, приведенные в настоящем исследовании, получены из следующих источников:

1. Ежемесячные репрезентативные всероссийские опросы Аналитического центра НАФИ:

  • проводимые по национальной репрезентативной выборке в размере 2000 человек. Опрос проводится не менее чем в 46 регионах Российской Федерации, в 152 населенных пунктах. Статистическая погрешность данных составляет не более 2,7 %. Опросы проводятся в форме личного (face-to-face) интервью с россиянами старше 18 лет.

  • проводимые по выборке опросы руководящих сотрудников предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в размере 500 человек. Опрос проводится не менее чем в восьми федеральных округах РФ. Статистическая погрешность данных составляет не более 4,4 %. Опросы проводятся в форме телефонного интервью (CATI).

2. Вторичный анализ статистических данных и данных социологических исследований, проведенных коллегами из исследовательской отрасли — компаниями GfK, Ipsos, Всероссийским центром изучения общественного мнения и др.

3. Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN.

Изменение образа жизни после пандемии

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

За исключением отдельных стран и отраслей во всем мире переход на дистанционную занятость происходил довольно медленно. Барьеры этому процессу носили как объективный (физическая невозможность выполнения отдельных видов работы, правовая незащищенность и пр.), так и субъективный характер (сложность контроля качества работы и загруженности сотрудников, опасения в снижении производительности труда и др.).   

В общественном сознании такого рода занятость ассоциировалась с нестабильностью, неформальными трудовыми отношениями, творческими профессиями, подработками.

Предприниматели в большинстве случаев не рассматривают возможность сохранения дистанционной занятости сотрудников после окончания пандемии. Только 20 % предприятий готовы сохранять режим удаленной работы для части своих сотрудников, 7 % — для всех сотрудников.

Намечающиеся тенденции ближайшего будущего — это рост безработицы и снижение зарплат от 10 % до 30 %. Последнее особенно коснется сотрудников наиболее пострадавших от пандемии отраслей — туризма, авиации, ресторанов и гостиниц, event-агентств, фитнес-клубов. 

Страх перед коронавирусом в обществе придал автомобилю новую роль.  Автомобиль стал не просто средством передвижения, а фактически превратился в мини-укрытие на колесах, которое позволяет находиться внутри и снаружи. Разумеется, защитная функция автомобиля была актуальна и раньше, но пандемия и карантин лишь усилили ее.

Очередной экономический кризис показал, что финансовые стратегии, которые использовались россиянами для преодоления кризисов 2008 и 2014 годов, больше не работают: масштаб экономических затруднений не позволяет взять в долг у знакомых, кредиты в банках оказались недоступны, найти работу или подработку оказывается еще сложнее. Больше всего пострадали россияне, у которых к началу пандемии не оказалось сбережений, а самое бедственное положение — у тех, кто подошел к кризису с высокой долговой нагрузкой.

В последние годы переход к безналичным формам оплаты происходил постепенно, в основном будучи связанным с темпами распространения главного платежного инструмента — банковской карты. Сегодня подавляющее большинство россиян (82 %) — держатели банковских карт, причем за последние 11 лет их доля выросла с 31 % до 82 %.





В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Изменения, произошедшие вследствие пандемии коронавируса, оказали большое влияние на социальную сферу: сократились «живые» социальные связи, увеличилась «социальная дистанция», скорректировались модели социального взаимодействия. Пандемия заставила людей еще больше задуматься о своем здоровье, семье и окружающих людях. 

Независимо от возраста люди стали отмечать важность для поддержания здоровья таких составляющих, как психическое благополучие, хорошее самочувствие, полноценный сон, поддержание хорошей физической формы, эмоциональное благополучие и отсутствие болезней.



Половина опрошенных (54%) в условиях самоизоляции испытывают стресс, тревогу, беспокойство, 33% из них испытывают стресс больше обычного, и еще 9% испытывают значительно более сильный стресс.



Чаще всего причинами стресса, беспокойства являлись тревога перед неопределенностью будущего (66%), отсутствие свободы передвижения (50%), волнение за свое здоровье и здоровье близких (42%), страх потерять свой бизнес, обанкротиться (29%), страх потерять работу, остаться без доходов (27%).


Каждый человек по-разному реагирует на стресс и испытания, связанные с вынужденным, почти круглосуточным общежитием. Во многих семьях возникали трудности в период самоизоляции из-за совмещения работы, учебы и отдыха в одном месте и отношения с другими членами семьи становились напряженными.



Полный текст исследования можно скачать по ссылке ниже.

Выводы

1.   В обществе растет запрос на социальный капитал и крепкие горизонтальные связи. В основном это происходит из-за дефицита поддержки государства и ослабления уверенности в себе в кризисные периоды.

«Я бы посоветовала себе больше общаться с людьми и слушать всех, кто вокруг меня находится. Было бы больше тех, от кого можно в трудную минуту получить поддержку» [руководитель компании, женщина, 34 года, Уфа]

2.   У людей с высокой чувствительностью и готовностью к изменениям (чаще всего это молодежь, предприниматели, люди творческих профессий) наблюдается синдром опоздания, осознание того, что они не успевают за временем. Вероятно, за такими людьми — инновации и прогресс. И их неугасаемое стремление к развитию требует всесторонней поддержки как со стороны общества, так и со стороны государства.

«Я бы посоветовала себе более активно заниматься предпринимательством и развивать собственные идеи, чтобы успеть в новом времени запустить новый бизнес. Сейчас есть ощущение, что за временем не успеваешь» [специалист в сфере digital-pr, женщина, 33 года, Женева] 

«Я бы себя подгонял, чтобы успеть сделать какие-то большие проекты, которые сейчас уже будет сложнее реализовать» [консультант-аналитик, мужчина, 41 год, Вашингтон]

3.   Остается в то же время и значительная по численности категория людей с традиционными взглядами и пассивной, наблюдательной позицией — тех, кто привык жить настоящим, верит в судьбу и не готов планировать будущее, учитывая ошибки прошлого.

«Не хочу фантазировать, живу здесь и сейчас. Не хочу думать о том, что будет завтра. Хотя, конечно, думаю и анализирую. Но чем больше думаешь, тем больше седых волос на голове» [руководитель строительной компании, мужчина, 55 лет, Москва]

4.   Компенсаторным эффектом ограничений, связанных с физическим перемещением человека в период карантина, стала актуализация желания расширять «географические границы жизни». Начиная с желания путешествовать и заканчивая сменой места жительства. Вероятно, многие почувствовали важность физической среды для активной современной жизни и задумались над тем, где и как они живут, и где они хотели бы жить, чтобы похожие кризисные периоды было проще пережить.

«Я бы спланировала поездку в Черногорию, я бы хотела заранее туда переехать на этот период и там быть — там можно было очень долгое время выходить, гулять, возле моря быть, дышать, находиться на природе» [спортивный тренер, женщина, 32 года, Москва]

«Меньше всего сейчас на карантине людям хочется быть в Москве. Большинство мер абсурдны, над ними смеются. Все, у кого была возможность уехать в Подмосковье, в другой регион — уже там, а счастливчики улетели еще дальше» [руководитель компании, женщина, 34 года, Уфа]

It is necessary to study? We are always in touch

If you have questions, suggestions or comments, please contact us
The contact person: