Digital literacy of Russians is increasing

29 March 2019

Аналитический центр НАФИ представляет результаты второй волны исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность для экономики будущего».

За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети.

Высоким уровнем цифровой грамотности обладают сегодня 45% россиян. При этом у четверти взрослого населения – 28 миллионов россиян – цифровая грамотность остается на низком уровне, и основные барьеры ее повышения – слабый интерес к технологическим инновациям и сравнительно низкий уровень владения цифровыми устройствами. Предыдущие исследования НАФИ показали, что россияне понимают важность знаний и навыков в сфере технологий: каждый второй работающий (52%) уже сейчас активно применяет цифровые технологии на рабочем месте, а треть убеждены, что потеряют работу, если не будут проходить регулярное обучение в этой сфере**.

Для оценки уровня цифровой грамотности в исследовании использовалась методология, предложенная на саммите G20***. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.

Индекс цифровой грамотности и его компоненты

Цифровая грамотность измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.

1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. За год подиндекс информационной грамотности вырос с 54 п.п. до 66 п.п.

2. Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. За год россияне стали увереннее работать на цифровых устройствах: подиндекс компьютерной грамотности вырос с 46 п.п. до 55 п.п.

3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Уровень медиаграмотности за год вырос незначительно – с 65 п.п. до 67 п.п.

4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Рост этого показателя в 2018 году оказался самым значительным (59 п.п. против 46 п.п.).

5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. В 2018 году подиндекс вырос на 4 п.п. и составил 51 п.п., однако его значение остается самым низким среди всех компонентов индекса цифровой грамотности.

Социально-демографические различия

Уровень цифровой грамотности отличается у различных социально-демографических групп. Его значение наиболее высоко среди молодых людей 18-24 лет (82 п.п.), жителей Москвы и Санкт-Петербурга (78 п.п.) и тех, кто имеет постоянную трудовую занятость (67 п.п.).

Среди россиян старшего возраста уровень цифровой грамотности существенно ниже (34 п.п.). Особо заметно отставание по показателям компьютерной грамотности и отношению к технологическим инновациям.

Чем крупнее населенный пункт, тем выше уровень цифровой грамотности его жителей. Все подиндексы цифровой грамотности жителей российских столиц на 25-30 п.п. выше, чем у жителей небольших городов и сел.

Уровень цифровой грамотности выше у россиян, имеющих постоянную работу (67 п.п. против 44 п.п. у тех, кто не имеет постоянной работы).

В уровне цифровой грамотности есть и гендерные различия: среди мужчин индекс составляет 62 п.п., среди женщин – 58 п.п. Наибольшее отставание женщины демонстрируют в части отношения к технологическим инновациям. По другим показателям отставание менее существенно или отсутствует.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Сегодня признается, что цифровая грамотность – это не просто важное, это неотъемлемое условие развития цифровой экономики. Однако, и его недостаточно для экономического роста. Следующим шагом является развитие так называемых цифровых компетенций – то есть профессиональных знаний и навыков, отвечающих современным требованиям к производительности труда. Именно развитые цифровые компетенции работающего населения – ключ к повышению уровня и качества жизни в эпоху цифровых экономических преобразований».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ


Индекс цифровой грамотности, в процентных пунктах

  Ноябрь 2017 Декабрь 2018
Индекс цифровой грамотности 52 60
Информационная грамотность 54 66
Компьютерная грамотность 46 55
Медиаграмотность 65 67
Коммуникативная грамотность 46 59
Отношение к технологическим инновациям 47 51



*Вторая волна репрезентативного всероссийского опроса, посвященного цифровой грамотности, проведена НАФИ в декабре 2018 года. Опрошено более 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Метод сбора данных – личные формализованные интервью. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Первая волна исследования проведена в ноябре 2017 года по той же методологии.

** Пресс-релиз НАФИ и АНО «Цифровая экономика» от 1 марта 2019 г: «Каждый второй россиянин хочет улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий»

*** В 2017 г. на Саммите G20 группой экспертов был предложен подход к оценке цифровой грамотности на основе системы индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям (K. Chetty, Q. Liu, L. Wenwei. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017).

Type of publication: Poll results

Related publications

Отцы и дети: как родители и подростки относятся к интернету
7 December 2018
Большинство подростков понимают, что в интернете есть опасный контент, но каждый третий считает, что этот контент не может причинить реального вреда. Родители хотят защитить своих детей от возможных угроз в интернете, при этом многие не используют функцию «родительский контроль».
Исследование QIWI, НАФИ и АСИ: высоким уровнем цифровой грамотности обладают 15% российских подростков
28 September 2018
Большинство подростков знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время, они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность. 
Every Fourth Russian Has a High Digital Literacy Level
20 June 2018
26% of Russians demonstrated high level base digital skills. Digital literacy index stands at 52 points out of 100. At the same time the Russians are prone to being light-minded in regards to protecting data: only 38% of respondents make backup copies of their data, and 44% of users do not know how to act correctly if they receive an email with malicious software from someone they know.

The methods used