Цифровые технологии – для людей: итоги вебинара по методологии оценки цифровой грамотности

23 July 2020

  • Родившиеся в эпоху цифровизации люди не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию».

  • До 37% россиян подвержены боязни новых технологий.

  • Развитые цифровые навыки существенно помогают при переходе специалистов в смежные профессиональные области и в целом повышают их конкурентоспособность на рынке труда.  

  

Любая работа по повышению цифровой грамотности начинается с оценки ее уровня. На вебинаре НАФИ «Подходы к оценке цифровой грамотности. Опыт России и Евросоюза», который прошел 21 июля, эксперты обсудили, как происходит оценка цифровых компетенций по методологии DigComp в Европе и России, представили результаты последних исследований, сделали прогнозы по влиянию цифровизации на рынок труда. К вебинару подключились более 100 слушателей, спикерам активно задавали вопросы.

Руководитель группы Европейской комиссии по разработке рамки DigComp Ив Пуни (Yves Punie) рассказал о том, как методология по оценке уровня цифровой грамотности эволюционировала и дополнялась на протяжении нескольких лет, прежде чем обрела нынешнюю форму.

Эксперт опроверг расхожее мнение, что родившиеся в эпоху цифровизации люди по умолчанию обладают развитыми цифровыми компетенциями. Проблема недостаточного уровня цифровой грамотности, по его словам, актуальна даже для стран с развитой цифровой экономикой. Так, в странах ЕС 35% трудоспособного населения не обладают достаточными цифровыми навыками – и, как результат, почти половина из них (42%) – безработные.

Ив Пуни подчеркнул важность целенаправленной работы по оценке и повышению уровня цифровой грамотности различных групп населения и рассказал, какие сейчас в этом контексте реализуются проекты.

Завершая свое выступление, Ив Пуни отметил, что у методологии DigComp большой адаптивный потенциал. Это касается не только ее применения в разных странах, но и адаптации для работы с различными группами населения. Проекты на основе рамки DigComp будут активно развиваться, охватывая все новые социальные группы, а сама рамка будет уточняться и наполняться более детальным содержанием с учетом специфики каждой из групп.

Заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ и руководитель проекта по оценке цифровых компетенций «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru) Тимур Аймалетдинов рассказал о том, как методология DigComp была адаптирована к российским реалиям – к запросу в отношении цифровых компетенций, который сегодня существует в российском обществе, к уровню технологической оснащенности и цифровой инфраструктуре страны*. Базовый принцип адаптации рамки компетенций DigComp к использованию в России – локализация. Чем больше цифровая система или сервис распространены в России – тем больше вопросов по ним в тесте. Так, много вопросов в тесте посвящены операционной системе Windows, мобильной платформе Android, поисковым системам Google и Yandex, государственным электронным сервисам (gosuslugi.ru и др.). Эксперт рассказал о том, что набор вопросов теста регулярно обновляется, так как во всем мире и в России постоянно появляются новые цифровые сервисы и продукты.

В завершение Тимур Аймалетдинов подчеркнул, что самый важный принцип, на котором должны основываться любые проекты по оценке и повышению цифровой грамотности, – это гуманизация. Важно помнить, что не человек существует для цифровых технологий, а цифровые технологии направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, проще, эффективнее. 

Директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова поделилась результатами новейшего исследования уровня цифровой грамотности россиян**.

Одно из препятствий для повышения цифровой грамотности людей – их внутренние негативные установки, такие как неприятие новых технологий или непонимание того, зачем нужно развивать цифровые навыки. Так, до 37% россиян подвержены технофобии (боязни технологий). Чаще всего к ним относятся люди старше 60 лет, с низким уровнем образования и дохода, безработные и сельские жители. Эти же группы населения являются «уязвимыми» по показателю уровня цифровой грамотности. Низким уровнем цифровой грамотности обладают 73% россиян. 

Людмила Спиридонова рассказала, как уровень цифровых компетенций влияет на конкурентоспособность людей на рынке труда, а также подчеркнула, что на разрывы в развитости цифровых компетенций, например, между мужчинами и женщинами, влияют существующие в обществе стереотипы***. Так, родители в 3 раза реже рекомендуют строить карьеру в IT-сфере своим дочерям, чем сыновьям, и в целом часто считают сферы, связанные с цифровыми технологиями, «не женским делом». В результате уже к подростковому возрасту между юношами и девушками намечается разрыв в уровне цифровой грамотности, который в дальнейшем приводит к меньшей конкурентоспособности многих женщин на рынке труда. 

Начальник отдела профориентации и оценки личных компетенций граждан Центра занятости населения города Москвы «Моя работа» Ольга Софьина в своем выступлении выделила три важнейшие цифровые компетенции соискателей, востребованные сейчас работодателями. К ним относятся цифровое мышление, под которым подразумевается активное внедрение и использование цифровых технологий в работе, способность легко и быстро адаптироваться к изменениям, в том числе, таким, как цифровизация бизнес-процессов, а также социальная смелость как способность уверенно взаимодействовать с абсолютно разными людьми, в том числе, с использованием цифровых технологий. Эксперт отметила, что цифровые компетенции соискателей становятся принципиально важными при смене ими сферы деятельности, например, при переходе в смежную профессиональную область, а также указала на корреляцию между цифровой грамотностью соискателей и тем уровнем оплаты труда, на который они могут претендовать.

Cкачать пресс-релизСкачать исследование





*Подробнее о методологии тестирования: НАФИ запускает портал по тестированию уровня цифровой грамотности https://nafi.ru/about/news/news/nafi-zapuskaet-portal-po-testirovaniyu-urovnya-tsifrovoy-gramotnosti/
**Цифровая грамотность россиян: исследование 2020 https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/
***Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике. Спецпроект https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/stereotipy-v-otnoshenii-zhenshchin-i-ikh-posledstviya/  

Related publications

59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии
3 September 2020

Более половины россиян продолжали работать во время пандемии, многие – дистанционно. В результате «вынужденной» цифровизации многих сфер более половины россиян (59%) освоили ряд новых цифровых сервисов и технологий, при этом 41% признались, что не научились работать с новыми сервисами или программами. 47% россиян считают, что они надежно защищены в цифровой среде.

Эксперт: занятость способствует росту цифровой грамотности
11 August 2020

Трудоустроенные россияне обладают более развитыми цифровыми компетенциями, чем безработные. Однако и они демонстрируют невысокий уровень цифровой грамотности по ряду показателей, таких как умение настраивать ПО, использование интернета (поиск информации, создание и размещение контента, работа с браузерами и др.) или оценка влияния компьютерных технологий на здоровье. Об этом свидетельствуют результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди занятых и безработных россиян, проведенного Аналитическим центром НАФИ.  


Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений
15 June 2020

Представители поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер. Аналитический центр НАФИ представляет результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян.


Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»
12 May 2020

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».





Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не звоним и не пишем клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.