Только 7% россиян знают уровень инфляции

4 February 2020

Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в декабре 2019 года*.

Инфляция – это рост цен на товары и услуги в течение продолжительного времени. Большинство россиян (78%) считают, что знают, что такое инфляция, однако правильное определение инфляции смогли выбрать из предложенных вариантов только 41% опрошенных. Некоторые неверно определяли инфляцию как резкое сокращение денежной массы в экономике, резкое изменение обменного курса одной валюты по отношению к другой, избыточное предложение товаров на рынке. Подробнее – в таблице №2 ниже.

Большинство россиян не знают текущий уровень инфляции в стране. Несмотря на то, что почти каждый пятый (19%) считает, что приблизительно или точно знает уровень инфляции, значения, близкие к официальным данным Банка России, смогли назвать только 7% россиян (они отметили уровень инфляции от 3% до 5% годовых включительно).

Большинство тех, кто дал правильное определение инфляции, знают, что является ее главными причинами (80%, в пересчете на все население – 33%). Так, в качестве причин роста инфляции верно называли печать необеспеченных денег, обесценивание денег вследствие выдачи слишком большого числа кредитов, сговор монополистов с целью установки высоких цен на ключевые товары. Среди неверно указанных причин роста инфляции – обесценивание рубля из-за западных санкций, сокращение валютных поступлений в страну, а также дефицит товаров. Подробные данные и формулировки вопросов – в таблице №3.

Среди россиян, знакомых с термином «инфляция», чуть более четверти осведомлены о наиболее эффективных способах ее сдерживания, которые могут применяться государством: 28% (11% в пересчете на все население) верно указали такие способы, как повышение ключевой ставки Банка России и неувеличение денежной массы в экономике. Другие ответы – регулирование государством цен на основные продукты, установка максимально допустимой наценки на продукты питания, компенсация роста цен увеличением пенсий и зарплат бюджетникам. Подробнее – в таблице №4.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Для управления личными и семейными финансами важно понимать, что происходит с экономикой страны, в которой живешь и работаешь. Инфляция, в этом смысле, является одним из наиболее популярных экономических индикаторов: о нем говорят в СМИ, а национальные банки стран регулярно измеряют инфляционные ожидания людей, учитывая данные в своей денежной политике.

Человек должен понимать и осознавать факт изменения стоимости денег во времени. В исследовании мы хотели узнать, насколько хорошо люди понимают, что такое инфляция и как они применяют свои знания, распоряжаясь личными финансами, делая сбережения и планируя будущие покупки. Полученные результаты, к сожалению, показали низкий уровень осведомленности россиян в этом вопросе. В свою очередь, это является предпосылкой нерационального потребительского и сберегательного поведения людей, формирования недоверия к финансовым институтам».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

Таблица №1. «Знаете ли Вы, что такое инфляция?», в % от всех опрошенных

  Все респонденты
Знаю (хорошо или в общих чертах) 78
Не знаю 22

*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 February 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты?
16 January 2020
Кредитными продуктами (кредит в банке, кредитная карта, займ) сегодня пользуется каждый третий россиянин (33%). Кредитная активность во многом определяется семейным и трудовым статусом человека. Активнее других берут кредиты семьи с детьми и матери-одиночки, а реже всего – неработающие пенсионеры. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.



Russians use cashback and watch banks stories
14 November 2019
Цифровые финансовые услуги востребованы среди россиян. Наиболее популярны переводы средств по номеру телефона и оплата услуг через банковские приложения. Реже всего пользуются цифровыми помощниками банков. Каждый четвертый россиянин получает кешбэк, каждый пятый просматривает сторис банков.
Russians began to save more often "for old age"
28 October 2019

Сегодня сбережения имеет каждый третий россиянин (31%). Средняя сумма, которую россияне считают сбережениями, составляет 100 000 рублей. Аналитический центр НАФИ провел всероссийское исследование, чтобы изучить цели, на которые россияне делают сбережения. Уменьшилось число тех, кто копит средства на отдых. При этом больше россиян стали откладывать деньги на крупные покупки – недвижимость или автомобиль, а также «на старость».



The methods used