Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»

12 May 2020

  • Более 1000 человек прошли бесплатное профессиональное тестирование уровня цифровой грамотности с момента запуска платформы «Цифровой гражданин».

  • Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%.

  • Россияне заинтересованы в повышении цифровых компетенций: 24% работающих россиян боятся лишиться работы, если не будут проходить обучение в цифровой сфере.

  • НАФИ – оператор платформы «Цифровой гражданин». НАФИ проводит исследования уровня цифровой грамотности россиян с 2017 года.

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности*. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%**. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Аналитический центр НАФИ выступает оператором платформы “Цифровой гражданин”. Платформа работает уже почти месяц, ее цель — подготовка человека к жизни и работе в цифровой экономике. Система создает для каждого пользователя уникальный набор вопросов, руководствуясь текущим уровнем его цифровой грамотности. Мы постоянно совершенствуем наш инструмент тестирования и будем рады обратной связи от пользователей».  

Большинство (85%) пользователей, прошедших тест на «Цифровом гражданине», имеют высокий уровень цифровой грамотности, 15% получили средние баллы. В среднем по России по результатам исследования НАФИ доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности на начало 2020 года составила 27%. Индекс цифровой грамотности тех, кто прошел тестирование на «Цифровом гражданине» – 76 п.п. из 100 возможных. В среднем по России по результатам репрезентативного тестирования значение Индекса цифровой грамотности составляет 58 п.п.

Разница объясняется тем, что интерес к тестированию своего уровня цифровой грамотности на «Цифровом гражданине» проявили в первую очередь пользователи, которые уже хорошо разбираются в «цифре». Однако и у них знания в некоторых областях нуждаются в совершенствовании.

Сравнительно низкие баллы пользователи получили по вопросам, связанным с оценкой достоверности информации в сети и защитой персональных данных. Хуже всего осведомленность по темам, связанным с настройкой программного обеспечения, а также с новейшими технологическими разработками.

Мужчины получали высший балл в тестировании цифровой грамотности чаще женщин (92% против 81%).

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере***. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже на достаточно высоком уровне.

Тестирование цифровой грамотности для всех желающих

Оценить свой уровень цифровой грамотности и получить индивидуальные рекомендации по его повышению может любой желающий. Для этого нужно зарегистрироваться на портале it-gramota.ru и пройти тестирование – это займет от 30 до 45 минут. По итогам пользователь получит не только персональную стратегию для повышения своих компетенций, но и ссылки на доступные учебные материалы.

В Личном кабинете будут сохраняться все результаты пройденных тестирований, персональные рекомендации по обучению и ссылки на учебные курсы. Также в нем можно будет получить сертификат, подтверждающий актуальный уровень цифровой грамотности (начальный, базовый или продвинутый).

Комплексное тестирование цифровой грамотности для сотрудников госструктур и корпораций

Тест поможет руководителям исполнительных органов власти оценивать готовность регионов России к цифровой трансформации, отслеживать достижение показателей цифровых компетенций населения региона в целом, а также отдельных подгрупп для того, чтобы выстроить наиболее эффективную траекторию их обучения.

Тестирование поможет руководителям и HR-службам оценить актуальный уровень цифровой грамотности сотрудников, что особенно важно в контексте перехода к цифровой экономике, и сформировать действенную корпоративную стратегию его повышения.

Как происходит тестирование?

Пользователь портала получает доступ к тесту из 64 вопросов, проверяющих его цифровые компетенции. По итогам тестирования выстраивается индивидуальная траектория повышения цифровых компетенций. Всего в системе более 1000 вопросов; чем больше правильных ответов дает пользователь, тем более сложные вопросы ему задают.

Критерии оценки: 5 цифровых компетенций

Цифровая грамотность измеряется в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов):

  • информационная грамотность;

  • коммуникативная грамотность;

  • создание цифрового контента;

  • цифровая безопасность;

  • навыки решения проблем в цифровой среде.

Каждый из подиндексов замеряется через серию вопросов анкеты. Подробнее о компонентах цифровой грамотности – в приложении №2.

Уникальность теста

  • Международная рамка компетенций учитывает все современные требования к знаниям в области цифровых технологий.

  • Научная база теста разработана специалистами Аналитического центра НАФИ, экспертами группы DigComp при Европейской комиссии (подробнее – в приложении №1).

  • Алгоритм платформы создает для каждого тестируемого уникальный набор вопросов, руководствуясь текущим уровнем его цифровой грамотности.

  • Методика измерения и рамка компетенций адаптированы для России с учетом цифровой инфраструктуры и рынка программного обеспечения нашей страны. 

  • Тест легко интегрируется в аттестационные и образовательные системы учебных заведений, корпораций и госучреждений.

  • Методика запатентована, прошла экспертизу и была зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. 

Cкачать пресс-релиз Скачать исследование

Приложение 1. Методика тестирования уровня цифровой грамотности

Методика тестирования цифровой грамотности основана на международной рамке компетенций DigComp, разработанной экспертами стран Европейского союза. Все вопросы теста адаптированы экспертами НАФИ для российской цифровой повестки, учитывая отечественное законодательство, особенности информационной инфраструктуры, государственные цифровые сервисы и пр.

Главное преимущество выбранного подхода – в адаптивности, поскольку цифровая грамотность в нем раскрывается через набор реальных требований к знаниям и навыкам соискателей, описываемых в размещаемых предприятиями вакансиях. Это своеобразная агрегация текущего спроса на «цифровые компетенции» со стороны экономики. Методология измерения базируется на оценке пяти индикаторов:

  • информационная грамотность;
  • коммуникативная грамотность;
  • создание цифрового контента;
  • цифровая безопасность;
  • навыки решения проблем в цифровой среде.

 

Приложение 2. Компоненты цифровой грамотности

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы.






* Под цифровой грамотностью понимается система знаний, навыков и установок, позволяющая человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
**Приведены результаты измерения цифровой грамотности россиян на начало 2020 года. Подробнее: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/
***Пресс-релиз «Больше половины россиян опасаются потерять работу из-за цифровизации», https://nafi.ru/analytics/bolshe-poloviny-rossiyan-opasayutsya-poteryat-rabotu-iz-za-tsifrovizatsii/

Related publications

Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
30 April 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.


Цифровая грамотность россиян: исследование 2020
10 April 2020
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. 
Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение
7 April 2020

Половина российских учителей и преподавателей вузов отмечают, что им требуется серьезная помощь для эффективного перехода на работу в онлайн-формате. Педагоги жалуются на плохую организацию перехода к дистанционному обучению и говорят, что нагрузка на них сильно возросла. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года среди педагогов, работающих в российских учреждениях общего и высшего образования.


Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии
4 April 2020

По мнению большинства российских педагогов – учителей школ и преподавателей вузов – система образования оказалась не готова к переводу занятий в дистанционный (онлайн) формат. Две трети педагогов полагают, что качество подготовки учащихся в результате перехода на дистанционный формат снизится. Многие педагоги не знают о деятельности государственных министерств по организации дистанционного обучения. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года (на этапе переведения на дистанционное обучение) среди педагогов, работающих в российских учреждениях общего и высшего образования.