Russians face security threats on Internet more often

13 May 2019

С 2018 выросло число россиян, которые сталкивались с угрозами информационной безопасности в сети. Снизилась доля тех, кто полагает, что их личные данные в интернете защищены. Россияне чаще встречают «фейк ньюз» – недостоверную или заведомо ложную информацию в сети. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2019 г.*  

Выросла доля россиян, которые сталкивались с различными угрозами информационной безопасности. Спам стал беспокоить большее количество россиян, пользующихся интернетом (49% – в 2018 году, 54% – в 2019 году). На втором месте – навязчивая реклама (рост на 12 п.п.: 32% – в 2018 году, 44% – в 2019 году). Другие проблемы – взлом аккаунта социальной сети, почтового ящика, электронного кошелька (рост на 8 п.п.: 24% – в 2018 году, 32% – в 2019 году). 

Кроме того, россияне пожаловались на более частые блокировки компьютера вирусами (20% – в 2018 году, 24% – в 2019 году), а также на рост количества недостоверной или заведомо ложной информации в сети – «фейк-ньюс» (15% – в 2018 году, 22% – в 2019 году). 

Часть россиян, пользующихся интернетом, также сталкивались с распространением информации, возбуждающей национальную или религиозную ненависть и вражду (9%), поддельными интернет-магазинами (8%), фишингом – интернет-мошенничеством с целью кражи логинов и паролей пользователей (6%), вирусами-шифровальщиками (6%), кражей персональных данных (6%). 

Выросла доля россиян, которые считают, что их личные данные в интернете не защищены (с 54% до 59%). Чаще других об этом говорят жители Москвы и Санкт-Петербурга (69%). 

По сравнению с прошлым годом снизилась доля россиян, считающих, что они обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете (38% – в 2018 году, 34% – в 2019 году). О наличии подобных компетенций чаще говорили жители столиц (42%), молодежь в возрасте до 24 лет (54%).

Россияне стали больше заботиться о безопасности в сети в ряде сфер. Так, за год снизилась доля людей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети (с 26% до 21%), скачивают пиратское программное обеспечение, кино, музыку из интернета (с 35% до 31%), хранят крупные суммы денег на банковской карте, с которой делают покупки онлайн (с 40% в 2018 до 36% в 2019). 

В некоторых вопросах россияне не учитывают потенциальные риски. Например, выросла доля людей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов (с 29% в 2018 до 36% в 2019) и не делают резервные копии важной информации на внешние носители (с 62% в 2018 до 77% в 2019). Чаще так поступают женщины и пожилые люди. Так, 40% женщин не придумывают новые пароли для аккаунтов в сети, 66% – не создают резервные копии данных. 

Каждый пятый опрошенный (22%) отметил, что готов предоставить персональные данные в интернете (информация в личном кабинете) взамен персонифицированного обслуживания и предложения продуктов и услуг. 

Также больше половины опрошенных (61%) полагают, что безопасность в сети должны обеспечивать владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство, а не сами пользователи.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«В условиях цифровизации человек испытывает все больше угроз, связанных с неэтичным и неправомерным использованием его личной информации, в том числе персональных данных. Кроме ответственности государства и частных компаний-операторов данных, серьезная роль в обеспечении информационной безопасности принадлежит самому человеку.

Обучение безопасному поведению в цифровом пространстве – важнейший элемент цифровой грамотности, и навыкам такого поведения нужно обучать с самых ранних лет. Сегодня же исследования, напротив, показывают, что при относительно более глубоких познаниях компьютерной техники и гаджетов, дети и подростки с недостаточной осторожностью и излишним доверием относятся к использованию цифровых технологий».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

«Как вы считаете насколько Ваши личные данные: паспортные, информация о здоровье, банковские реквизиты и т.д защищены, когда Вы пользуетесь интернетом?», в % от опрошенных, пользующихся интернетом

  2018 2019
Не защищены 54 59
Защищены 37 33
Затрудняюсь ответить 9 8


*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2019 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Level of digital literacy of population of Republic of Bashkortostan
25 June 2019

В 2019 году индекс цифровой грамотности жителей Республики Башкортостан составил 61 п.п. по 100-балльной шкале. Уровень цифровой грамотности в Башкирии сравним с общероссийским (60 п.п.).





14% of Russians play shooters
21 June 2019
В видеоигры играют 19% россиян.14% играли в видеоигры в жанре «шутер», при этом большинство ничего не знают об играх в этом жанре. Отношение к киберспортивным турнирам в дисциплине «шутер» среди россиян неоднозначное и зависит от их осведомленности о шутерах в целом.




Entrepreneurs will increase expenses for online advertising and software
27 May 2019
Все больше предпринимателей планируют увеличить ИТ-бюджет в своих компаниях – прежде всего на интернет-рекламу, приобретение программного обеспечения и компьютерной техники. Обучение сотрудников цифровым технологиям и совершенствование корпоративного веб-сайта для предпринимателей не в приоритете.
Digital Literacy of Russians Is Increasing
29 March 2019
Level of digital literacy among Russians increased by 8 percentage points and reached 60 percentage points (out of 100 p.p.) over the past year. The Russians have become more competent in searching for information and analysis of data, more confident in using of digital devices. More Russians began to use modern means of communication, such as instant messenger applications and social networks.

The methods used