Russians face security threats on Internet more often

13 May 2019

С 2018 выросло число россиян, которые сталкивались с угрозами информационной безопасности в сети. Снизилась доля тех, кто полагает, что их личные данные в интернете защищены. Россияне чаще встречают «фейк ньюз» – недостоверную или заведомо ложную информацию в сети. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2019 г.*  

Выросла доля россиян, которые сталкивались с различными угрозами информационной безопасности. Спам стал беспокоить большее количество россиян, пользующихся интернетом (49% – в 2018 году, 54% – в 2019 году). На втором месте – навязчивая реклама (рост на 12 п.п.: 32% – в 2018 году, 44% – в 2019 году). Другие проблемы – взлом аккаунта социальной сети, почтового ящика, электронного кошелька (рост на 8 п.п.: 24% – в 2018 году, 32% – в 2019 году). 

Кроме того, россияне пожаловались на более частые блокировки компьютера вирусами (20% – в 2018 году, 24% – в 2019 году), а также на рост количества недостоверной или заведомо ложной информации в сети – «фейк-ньюс» (15% – в 2018 году, 22% – в 2019 году). 

Часть россиян, пользующихся интернетом, также сталкивались с распространением информации, возбуждающей национальную или религиозную ненависть и вражду (9%), поддельными интернет-магазинами (8%), фишингом – интернет-мошенничеством с целью кражи логинов и паролей пользователей (6%), вирусами-шифровальщиками (6%), кражей персональных данных (6%). 

Выросла доля россиян, которые считают, что их личные данные в интернете не защищены (с 54% до 59%). Чаще других об этом говорят жители Москвы и Санкт-Петербурга (69%). 

По сравнению с прошлым годом снизилась доля россиян, считающих, что они обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете (38% – в 2018 году, 34% – в 2019 году). О наличии подобных компетенций чаще говорили жители столиц (42%), молодежь в возрасте до 24 лет (54%).

Россияне стали больше заботиться о безопасности в сети в ряде сфер. Так, за год снизилась доля людей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети (с 26% до 21%), скачивают пиратское программное обеспечение, кино, музыку из интернета (с 35% до 31%), хранят крупные суммы денег на банковской карте, с которой делают покупки онлайн (с 40% в 2018 до 36% в 2019). 

В некоторых вопросах россияне не учитывают потенциальные риски. Например, выросла доля людей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов (с 29% в 2018 до 36% в 2019) и не делают резервные копии важной информации на внешние носители (с 62% в 2018 до 77% в 2019). Чаще так поступают женщины и пожилые люди. Так, 40% женщин не придумывают новые пароли для аккаунтов в сети, 66% – не создают резервные копии данных. 

Каждый пятый опрошенный (22%) отметил, что готов предоставить персональные данные в интернете (информация в личном кабинете) взамен персонифицированного обслуживания и предложения продуктов и услуг. 

Также больше половины опрошенных (61%) полагают, что безопасность в сети должны обеспечивать владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство, а не сами пользователи.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«В условиях цифровизации человек испытывает все больше угроз, связанных с неэтичным и неправомерным использованием его личной информации, в том числе персональных данных. Кроме ответственности государства и частных компаний-операторов данных, серьезная роль в обеспечении информационной безопасности принадлежит самому человеку.

Обучение безопасному поведению в цифровом пространстве – важнейший элемент цифровой грамотности, и навыкам такого поведения нужно обучать с самых ранних лет. Сегодня же исследования, напротив, показывают, что при относительно более глубоких познаниях компьютерной техники и гаджетов, дети и подростки с недостаточной осторожностью и излишним доверием относятся к использованию цифровых технологий».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

«Как вы считаете насколько Ваши личные данные: паспортные, информация о здоровье, банковские реквизиты и т.д защищены, когда Вы пользуетесь интернетом?», в % от опрошенных, пользующихся интернетом

  2018 2019
Не защищены 54 59
Защищены 37 33
Затрудняюсь ответить 9 8


*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2019 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Digital literacy of Russians is increasing
29 March 2019

За прошедший год уровень цифровой грамотности россиян вырос на 8 п.п., составив 60 п.п. по 100-балльной шкале. Россияне стали лучше справляться с поиском информации, грамотнее подходить к ее анализу, увереннее работать на цифровых устройствах. Больше россиян стали пользоваться современными средствами коммуникации, такими как мессенджеры и социальные сети.

Каждый второй россиянин хочет улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий
1 March 2019
Каждый второй россиянин хотел бы улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий (ИТ). Каждый третий отметил, что рискует потерять работу, если не будет проходить обучение в этой сфере.
Более 70% подростков хотели бы иметь личную банковскую карту без привязки к счету родителей
10 January 2019
Современные подростки демонстрируют показатели знаний и навыков в области цифровых технологий выше, чем у взрослых. Однако родители считают, что самостоятельно осуществлять покупки через интернет подросткам можно только по достижении совершеннолетия. 
Отцы и дети: как родители и подростки относятся к интернету
7 December 2018
Большинство подростков понимают, что в интернете есть опасный контент, но каждый третий считает, что этот контент не может причинить реального вреда. Родители хотят защитить своих детей от возможных угроз в интернете, при этом многие не используют функцию «родительский контроль».

The methods used