Russians plan trips by themselves more often

23 May 2019

За последний год больше россиян стали путешествовать как внутри страны, так и за границу.* Рост произошел, прежде всего, за счет тех, кто предпочитает самостоятельно планировать отдых, тогда как число клиентов турагентств практически не изменилось. Кроме того, больше россиян в отпуске планируют взять напрокат автомобиль. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2019 г.

С 2018 года выросла доля россиян, которые предпочитают самостоятельно организовывать отпуск – бронировать билеты (с 28% до 34%) и арендовать жилье (с 26% до 32%). Доля тех, кто обратится в турагентство для организации предстоящего отпуска, не изменилась: так поступит каждый третий россиянин (29%).

Люди молодого и среднего возраста (до 44 лет) чаще пожилых предпочитают организовывать свой отдых сами: покупать билеты (46%) и бронировать жилье (45%). Среди людей старше 60 лет так делает только каждый десятый (15% покупают билеты, 12% бронируют жилье). Жители российских столиц планируют отпуск самостоятельно реже жителей других городов (23% против 34% арендуют жилье, 28% против 35% бронируют билеты), но чаще пользуются услугами турагентств (37% против 30%).

Выросло число россиян, которые в отпуске планируют взять напрокат автомобиль (12%, рост на 8 п.п.). Наиболее востребована эта услуга среди отправляющихся в отпуск жителей Москвы и Санкт-Петербурга (17%), среди мужчин (16%, 8% среди женщин), а также людей молодого и среднего возраста (20%).

Светлана Чечикова, менеджер исследовательских проектов, Аналитический центр НАФИ:

«Последние несколько лет на рынке туристических услуг происходит перераспределение спроса: потребители все чаще стремятся организовывать отпуск самостоятельно. Значительный вклад в трансформацию отрасли вносят молодые люди, которые предпочитают самостоятельно бронировать жилье, покупать авиа и железнодорожные билеты и детально планировать свой маршрут. При этом нельзя сказать, что спрос на услуги туроператоров падает: на протяжении последних трех лет мы наблюдаем стабильный рост этого сегмента. Однако рынок самостоятельного туризма развивается более динамично. Во многом тренд на самостоятельные путешествия поддерживается развитием современных средств коммуникаций, мобильных приложений и сервисов аренды, которыми может воспользоваться любой человек, планируя предстоящий отпуск».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Светланы Чечиковой, менеджера исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ



«Если говорить о Вашем предстоящем отпуске, насколько вероятно, что Вы…», доля ответивших «Точно да, скорее всего да», % от всех опрошенных

  2016 2017 2018 2019
… воспользуетесь услугами туроператора / турагента 28 25 27 29
… самостоятельно будете искать и покупать билеты на специализированных сайтах 27 26 28 34
… самостоятельно будете искать и бронировать жилье с помощью специализированных сайтов 24 25 26 32
… возьмете напрокат автомобиль 5 6 4 12

** Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в марте 2019 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Type of publication: Poll results

Related publications

Chukotka: priority is development of tourism
25 April 2019
Российский дальневосточный регион обладает высоким потенциалом для развития отдельных видов туризма. Перспективными для Чукотки являются экотуризм, круизный и оздоровительный туризм.
Tourist preferences: Russians choose active rest
12 April 2019

В 2018 году за пределы своего региона проживания выезжали более 43 млн россиян – на 13 млн больше, чем в 2017. 23 млн россиян за последние 12 месяцев выезжали за рубеж (15 млн в 2017 году). Выросла популярность пляжного отдыха, а также активного отдыха – походов, занятий спортом и т.п.


Рынок туристических услуг: потребительское поведение и планы россиян. "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевой обзор №2(15), 2019"
28 February 2019

С одной стороны, для отрасли внутреннего туризма открывается большой потенциал, с другой — на фоне инфраструктурных недоработок остаются крайне актуальными проблемы качества обслуживания в торгово-сервисных предприятиях, гостиницах, на туристических и транспортных объектах.

Россияне стали реже страховаться в офисах турагентств
17 August 2018
Оформление страховки для выезда за рубеж в офисе туристической компании – самый популярный способ покупки страхового полиса среди россиян, выезжавших за прошедшие 12 месяцев за границу. Второй по популярности вариант – покупка полиса непосредственно в офисе страховой компании. Каждый седьмой россиянин из числа выезжавших за рубеж не покупал страховой полис. 

The methods used