Россияне недовольны работой, но не хотят ее менять

30 December 2019

Лояльность россиян своему работодателю растет на протяжении последних двух лет. В 2019 году индекс лояльности работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) составил -27 баллов, что на 10 баллов выше прошлогоднего показателя и на 19 баллов выше показателя 2017 года. При этом более половины работающих россиян недовольны своими работодателями и не готовы рекомендовать их друзьям и знакомым. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в декабре 2019 года*.

Индекс eNPS рассчитывается на основании готовности сотрудников рекомендовать свое место работы друзьям или знакомым. Сотрудники делятся на три условные группы – «промоутеров», или сторонников, «нейтралов» и «критиков» в зависимости от их готовности к рекомендациям своих работодателей. Значение индекса представляет собой разницу между долей «промоутеров» и долей «критиков». Индекс принимает значения от -100 до 100 баллов.

Несмотря на то, что индекс eNPS растет, доля сотрудников, лояльных работодателю, остается сравнительно невысокой. В 2019 году каждый четвертый работающий (25%) доволен своим местом работы и готов рекомендовать друзьям и близким работать в своей организации. Причины, по которым работающие чаще всего рекомендуют своего работодателя – высокая заработная плата, стабильность компании, хороший рабочий коллектив, удобный график работы.

Сотрудники, недовольные своим работодателем и неготовые рекомендовать его – так называемые «критики» – составляют более половины (52%) от общего числа работающих россиян. Причины недовольства – низкий уровень зарплаты и/или ее задержки, высокая загрузка, переработки, плохие условия труда, неудобный рабочий график. Подробнее о том, почему сотрудники довольны или недовольны своим работодателем – в таблице 2 в файле с пресс-релизом по ссылке ниже.

Несмотря на невысокий уровень лояльности россиян работодателю, большинство опрошенных (77%) не планируют менять место работы в течение ближайших шести месяцев.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR Аналитического центра НАФИ:

«Несмотря на то, что индекс лояльности работодателю растет уже на протяжении двух лет и по нашим прогнозам продолжит умеренный рост, результаты исследования демонстрируют пассивность работающих россиян. Каждый второй сотрудник не удовлетворен своими отношениями с работодателем и нелоялен ему, но увольняться не собирается. Нелояльный и немотивированный сотрудник – это убытки для компании, а значит и для всей экономики в целом. Решать эту проблему нужно в двух направлениях.

Работодателям нужно повышать лояльность сотрудников: по возможности увеличивать денежную мотивацию, грамотно организовывать трудовой процесс, чтобы избегать переработок.

Работающим нужно быть активнее: доносить свое недовольство до руководства, обращаться в профсоюз. Если это не помогает – искать нового работодателя. Чтобы стать более востребованными на современном рынке труда, россиянам следует обратить внимание на свои цифровые компетенции. Сейчас идет активная цифровизация экономики, и чтобы остаться конкурентоспособным, нужно повышать знания и навыки в сфере информационных технологий. Наши исследования показывают, что большинство россиян понимают это и готовы учиться, что вселяет оптимизм».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

*Всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Россияне хорошо относятся к руководству на работе, но не дружат с ним
20 January 2020
Большинству россиян комфортно работать со своими руководителями на работе, и опрошенные чаще дают своему начальству положительные характеристики. Более половины россиян считают, что жесткий стиль руководства уходит в прошлое. 
Russians don't sleep enough and work less productively
7 November 2019
На протяжении последних трех лет растет число работающих россиян, которые не высыпаются. Основная причина недосыпа – необходимость сверхурочной работы или учебы. С каждым годом работающие россияне все ниже оценивают свою продуктивность в дни недосыпа. Из-за неэффективности труда невысыпающихся сотрудников работодатели несут издержки в размере 198 млрд рублей в месяц – на 24 млрд больше, чем в прошлом году. Таковы итоги всероссийских исследований, проведенных Аналитическим центром НАФИ в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах.
Labor mobility of Russians is growing
3 October 2019
Число работающих россиян, готовых к переезду в другой регион или город с целью лучшего трудоустройства, растет на протяжении последних двух лет. В 2017 году к смене места жительства были готовы 25% работающих, в 2018 – 28%, в 2019 – 33%. Больше половины работающих (65%) по-прежнему не готовы менять свое место жительства. 
Человеческий капитал: оценка трудовых отношений, актуальные проблемы. "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевой обзор №3(17), 2019"
30 September 2019
Предыдущий год был ознаменован пенсионной реформой, связанной с демографическими изменениями в России — 29% россиян находятся в возрасте старше 50 лет. Каждый россиянин, не только предпенсионного возраста, должен понимать, что для того, чтобы быть востребованным на рынке труда на протяжении многих лет, необходимо постоянно повышать и расширять свои знания и навыки. От работодателя проведенная реформа также требует пересмотра отношения к человеческому капиталу в компании, отказа от любых форм дискриминации, в том числе возрастной, готовности постоянно обучать персонал, формировать условия труда, которые позволят всем категориям сотрудников работать эффективно.

The methods used