Россияне на самоизоляции: соцсети, спорт и компьютерные игры

20 May 2020

  • 11 мая указом Президента в стране был завершен режим нерабочих дней, постепенно начинается выход из режима самоизоляции.

  • В большинстве регионов, включая Москву, ограничения сохранятся как минимум до конца мая. НАФИ изучил, чем россияне занимались и продолжают заниматься в период самоизоляции.

Россияне по-разному адаптировались к режиму самоизоляции. Более половины продолжали работать (удаленно или с физическим присутствием на рабочем месте), а каждый третий посвятил время саморазвитию. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ*.

40% россиян на самоизоляции стали чаще смотреть фильмы и развлекательные передачи, треть (30%) – общаться с близкими по телефону или и в мессенджерах/социальных сетях. Четверть россиян стали больше читать (27%), заниматься саморазвитием и спортом (по 23%), играть в компьютерные игры (15%).

Более половины россиян (54%) продолжили работать, причем 22% ходили на работу, а 40% работали удаленно (респондент мог указать, что одновременно и ходил на работу, и работал удаленно). Доля тех, кто продолжили работать, выше среди мужчин (58% против 50% среди женщин). В Москве и Санкт-Петербурге выше доля людей, работающих удаленно, чем в других городах и населенных пунктах. С теми, кто продолжает ходить на работу, ситуация обратная – их доля в столицах ниже, чем в других городах страны. Россияне, проживающие в одной квартире с несовершеннолетними детьми, работают удаленно реже.

12% россиян указали, что потеряли работу и сейчас не работают.

Почти четверть (23%) россиян отметили, что в период самоизоляции помогали другим и занимались благотворительностью. Чаще всего помогали знакомым пожилым либо нуждающимся в помощи, покупая продукты или выгуливая питомцев, реже работали волонтерами и помогали врачам в медучреждениях. Женщины помогали окружающим безвозмездно чаще мужчин, а жители столиц – чаще, чем в среднем по России.

Каждый третий россиянин на самоизоляции занимался учебой или саморазвитием (36%). Обучению и саморазвитию больше других посвящают время молодые россияне 18-24 лет (59% против 36% в среднем по стране). Чаще всего на самоизоляции изучали иностранные языки, на втором месте – чтение книг и повышение цифровых компетенций (программирование/пользование специальными программами или сервисами). 

Две трети (64%) россиян на самоизоляции саморазвитием не занимались. Основная причина – нехватка времени (35%). Четверть опрошенных не уделяют время саморазвитию, потому что не испытывают желания или необходимости в этом. О нехватке средств на получение новых знаний и навыков говорят 16% респондентов из числа тех, кто не посвящал время саморазвитию.


Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований, Аналитический центр НАФИ:

«Введение режима самоизоляции – большой стресс для всех, людям приходится адаптироваться к меняющимся условиям. Каждый приспосабливается по-своему. Часть граждан справляется со стрессом, посвящая свободное время развлечениям и отдыху. Другие используют время на самоизоляции для развития и обучения. В первую очередь, к этой группе относится экономически активное население – те, кто работает удаленно и благодаря этому постоянно осваивает новые программы и приложения. Также к этой группе относятся родители детей, перешедших на дистанционное обучение.

Выход из ограничений в ближайшие месяцы произойдет в новых условиях, и к ним не все будут готовы. Изменения затронут не только экономику, но и социально-культурные отношения – например, сохранится необходимость соблюдать дистанцию, не пожимать друг другу руки во время приветствия и т. д. Хотя россиянам в этом плане легче, чем жителям других стран, например, Италии или Франции».


Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«В России с 30 марта введен режим самоизоляции для борьбы с пандемией коронавируса. Чем из перечисленного Вы занимаетесь в период самоизоляции?*», в % от всех опрошенных

   
Выполняете домашние дела 72
Продолжаете работать 54
Занимаетесь саморазвитием, проходите обучение 36
Отдыхаете, развлекаетесь 31
Занимаетесь спортом 26
Занимаетесь детьми 22
Другое 11


*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа 


*Опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в апреле-мае 2020 г. Опрошено 1009 интернет-пользователей старше 18 лет. Опрос проводился по России и репрезентирует пользователей интернета по полу и возрасту.
Type of publication: Poll results

Related publications

Пандемия как катализатор перехода к безналичным платежам
27 May 2020

В период пандемии россияне стали чаще оплачивать покупки безналичными способами. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ.


Россияне привыкли к онлайн-покупкам и готовы переплачивать
26 May 2020

За время самоизоляции число россиян, осуществляющих покупки онлайн, значительно возросло. В то же время большинство россиян убеждены, что после пандемии будут не так активно покупать онлайн. Несмотря на экономические сложности, онлайн-покупатели ставят во главу угла качество сервиса интернет-магазинов и готовы переплачивать за него. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в мае 2020 года. 

Стереотипы в отношении женщин и их социально-экономические последствия
14 May 2020

Стереотипы в отношении женщин влияют как на цифровую экономику, так и на экономику России в целом. Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование, чтобы выяснить, что мешает женщинам быть представленными в традиционной и цифровой экономике наравне с мужчинами, как они сами оценивают свои карьерные перспективы и какова вероятность преодолеть стереотипы в отношении женщин в ближайшем будущем.




Россияне не готовы отказываться от доставки продуктов на дом после окончания самоизоляции
8 May 2020

Роскачество и Аналитический центр НАФИ подготовили отчет по доступности и качеству услуг, оказываемых сервисами доставки продуктов. Такие сервисы сейчас активно используют многие люди, находящиеся на самоизоляции, и потому их качество обязано быть на высоте.