Entrepreneurs want to learn

21 May 2019

Сегодня каждый четвертый россиянин (24%) интересуется информацией и новостями по теме предпринимательства, а 29% хотели бы попробовать открыть свой бизнес.* Среди предпринимателей каждый третий проходил бизнес-обучение, и большинство из них удовлетворены учебным процессом. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Платформой знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда» в январе 2019 г.**  

Треть предпринимателей в России проходили бизнес-обучение в прошлом или проходят его в настоящий момент. Среди них 73% с момента открытия бизнеса проходили обучение более одного раза, а 34% учатся постоянно. От 5 до 10% предпринимателей планируют пройти бизнес-обучение в будущем. 

Предприниматели высоко оценили качество бизнес-обучения: 54% отметили, что они полностью удовлетворены учебным процессом, 33% сказали, что удовлетворены частично. Каждый десятый предприниматель в той или иной степени не удовлетворен качеством обучения. Основные причины – скучная и неинтересная форма подачи материала, неприкладной характер курсов, неудобная организация обучения. 

Предприниматели отдают предпочтение групповому формату обучения: в группах хотят учиться больше половины опрошенных (52%). 13% выбирают самостоятельное обучение. Каждый третий опрошенный (32%) отметил, что формат не важен. Сфера деятельности предпринимателя не влияет на выбор формата обучения. 

В качестве наставника предприниматели хотели бы видеть преподавателя с опытом в ведении своего дела (51%), эксперта в узкой теме (22%) или профессионального преподавателя, имеющего большой опыт обучения (21%). Часть опрошенных хотели бы видеть спикером другого предпринимателя (16%), бизнес-тренера или консультанта (11%). 

Предприниматели предпочитают очный формат обучения (45%). Смешанный формат выберут 18% опрошенных, каждый десятый заинтересован в онлайн-обучении (12%). Для четверти (23%) канал обучения не важен. По мнению опрошенных, если обучение не требует много времени, то проще на нем присутствовать лично. Кроме того, общение с преподавателем при личном контакте может быть эффективнее. 

При выборе личного формата обучения предприниматели предпочтут поучаствовать в мастер-классе (30%), пообщаться или проконсультироваться с другими предпринимателями (29%), пройти тренинг (27%). Также опрошенных интересует обучение с экспертом по теме (21%), наставничество (16%), бизнес-школы (16%), традиционный (15%) или игровой тип обучения (10%). 

Наиболее подходящими форматами онлайн-обучения стали вебинары (60%), поиск информации в открытых источниках (37%), использование образовательных платформ или сайтов (30%). 

Предприниматели ожидают, что предпочтительная длительность обучения не будет отличатся от фактической. При этом востребованы краткосрочные форматы сроком не более недели. Чаще опрошенные выберут обучение в течение двух выходных дней (21%).

Алексей Грищенко, заместитель генерального директора по образовательным программам АО «Деловая среда»: 

«Онлайн-обучение доступнее очного и занимает меньше времени. Но оно удовлетворяет только одну из потребностей предпринимателей в образовании — получение конкретных знаний. Кроме получения знаний для предпринимателей важно общаться с коллегами, устанавливать новые связи, искать клиентов и партнеров, вдохновляться и получать мотивацию. Иными словами, обучение для предпринимателей — не только способ получения полезных знаний, но и удовлетворения потребности в общении, мотивации и эмоциональной близости. «Деловая среда» задумывалась как онлайн площадка знаний и сервисов для бизнеса. Но сегодня, чтобы удовлетворять все запросы предпринимателей в обучении, мы проводим и очные программы в 68 регионах России, а в свои онлайн-продукты внедряем форматы живого общения — чаты с нетворкингом для участников и вебинары с наставниками курсов».

Елена Никишова, руководитель направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«Социально-экономические вызовы современности требуют от предпринимателей постоянного повышения квалификации и развития новых компетенций. Формируется новая образовательная парадигма современности – Lifelong Learning, которая подразумевает непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Рынок бизнес-обучения в России, отвечая на запрос предпринимателей, развивается очень активно, предлагая различное по содержанию, видам и форматам обучение».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«Сколько раз Вы проходили бизнес-обучение с тех пор как начали вести бизнес?», в % от опрошенных, проходивших обучение


  Все респонденты
Учатся постоянно 34
От 2 до 4 раз проходили бизнес-обучение  25
Проходили бизнес-обучение больше 5 раз 14
1 раз проходили бизнес-обучение 20
Затруднились ответить 7


** Исследование Аналитического центра НАФИ и Платформы знаний и сервисов для бизнеса «Деловая среда» проведено в январе 2019 г. Опрошено 1050 предпринимателей (651 юр. лицо и 399 ИП) с помощью формализованных телефонных интервью (CATI).
Type of publication: Poll results

Related publications

Every tenth company of small and medium business plans to start export activity
12 August 2019
По состоянию на июнь 2019 года 7% предприятий малого и среднего бизнеса в России вели экспортную деятельность. Каждая десятая компания МСБ в настоящий момент ничего не поставляет за рубеж, но планирует делать это в будущем. В конкуренции с зарубежными компаниями наиболее уверенно себя чувствуют российские предприятия, занимающиеся обрабатывающим производством.
Рынок бизнес-обучения: какие программы знают предприниматели
25 July 2019
Самые известные бренды на рынке бизнес-образования – бизнес-школа «Сколково», школа бизнеса «Синергия», платформа «Деловая среда» и программа «Бизнес Класс». 
Entrepreneurs want to study for free
6 June 2019
Каждый третий предприниматель в России проходил бизнес-обучение. Предприниматели часто выбирают недорогие или бесплатные варианты обучения, при этом каждый четвертый представитель бизнеса считает, что качественное образование стоит денег и получить его можно только платно.



Less than half of participants of reform use online cash registers
30 May 2019

По состоянию на апрель 2019 года участники третьего этапа кассовой реформы разделились на тех, кто уже пользуется онлайн-кассой, либо вовсе не использует кассовое оборудование. Онлайн-кассы используют менее половины юридических лиц-участников третьего этапа реформы – 46%. Не используют кассовую технику 48% юр.лиц. Среди индивидуальных предпринимателей уровень пользования онлайн-кассами ниже – 36% (59% не используют кассовую технику).

The methods used