После отдыха в лагере дети вспоминают не только мероприятия, но и своего отрядного вожатого – его поступки, поддержку, отношение к ним и его образ в целом. Для кого-то этот человек становится примером для подражания, ориентиром, наставником, помогает проявить себя. А кого-то он даже мотивирует идти в вожатскую профессию. Кто же такой современный вожатый – показали результаты совместного исследования МОСГОРТУРа и Аналитического центра НАФИ*.
![]() Исследование проведено в формате онлайн-анкетирования (CAWI) |
Кто становится вожатым чаще всего
Чаще всего вожатыми становятся девушки (75% против 25% юношей), моложе 25 лет (25% – 14-19 лет, 51% – 20-25 лет), студенты – 56%. Преимущественно, это учащиеся педагогических, медицинских и экономических факультетов. 65% опрошенных вожатых сами ранее были в лагере в качестве отдыхающих. 81% из них имеют личные доходы, подработку в сферах отдыха и развлечений, образования.
Несмотря на численное преобладание девушек, юноши остаются в профессии дольше (38% мужчин отрабатывают в детском лагере 6 смен или даже больше). Норма девушек в два раза меньше – за весь вожатский опыт, они в среднем проводят на посту не более 3 смен.
Две трети вожатых (68%) выросли в полных семьях, имеют братьев или сестер. В общении с детьми они обычно занимают позицию старшего товарища: когда одновременно нужно сохранять дистанцию, но при этом иногда говорить по-дружески, на равных.
Увлечения и личные качества
Работа вожатого подразумевает активность и креативный подход в решении проблем и взаимодействии с детьми. Им всегда нужно быть готовыми придумывать игры, гулять, петь, рисовать, выступать на сцене и т.д.
Исследование показало, что 46% вожатых были активистами во время учебы в вузе – участвовали в мероприятиях, акциях и фестивалях, а 43% – это бывшие волонтеры.
По мнению вожатых, для работы с детьми необходимо, прежде всего:
-
обладать творческими навыками (DJ, аквагрим, актерское мастерство, танцы, вокал, дизайн, видеосъёмка и др.) – 60%,
-
быть спортивным – 48%,
-
быть эрудированным в разных научных областях (астрономия, математика, химия, педагогика и проч.) – 38%;
-
уметь работать с фото- и видеоредакторами, другими компьютерными программами (iMovie, CorelDraw, Adobe Photoshop, MS Office) – 25%.
Хобби и увлечения вожатых разнообразны: они смотрят кино и сериалы (60%), путешествуют и посещают экскурсии (47%), читают книги и журналы (43%), занимаются искусством или музыкой (41%).
Мотивы и драйверы к вожатской деятельности
Основная задача вожатого – понравиться детям: 61% хотят стать для них наставниками, 54% – старшими товарищами.
Каждый второй опрошенный стал вожатым, чтобы:
-
вернуться в атмосферу детского лагеря,
-
получить новый опыт и навыки,
-
принести пользу обществу, задать правильные ориентиры детям.
В качестве преимуществ работы вожатым 60% опрошенных отмечают то, что им нравится работать с детьми, при этом отмечают высокую физическую и психологическую нагрузку (30%).
Александра Семенова, руководитель исследовательских проектов социально-экономического направления Аналитического центра НАФИ:
«Студенты, которые становятся вожатыми – это настоящие профессионалы, они готовы не только веселиться и дарить положительные эмоции детям, но и быть ответственным, старшим товарищем, который несет ответственность за целый отряд детей. Наше исследование показало, что ребята, которые пока не пришли в профессию вожатого, воспринимают это дело чаще как сезонную подработку, однако, пришло время для изменения этого стереотипа, формирования нового образа вожатого, профессиональный путь которого имеет развитие за пределами 1-2 летних смен».
Юлия Силенко, заместитель генерального директора МОСГОРТУРа:
«Вожатые несут ответственность за здоровье и безопасность детей, но к этой профессии до сих пор относятся несерьезно. Результаты проведенного исследования отчетливо показывают, что вожатые – это мотивированные и профессиональные молодые люди, которые выбирают эту работу, чтобы помогать, воспитывать и развивать. Они достойны уважения общества и справедливой оплаты труда. Также исследование поможет нам в привлечении, подборе и обучении новых кадров для следующих смен в детских лагерях».
![]() Больше подробностей и таблицы с данными доступны в файле для скачивания. Заполните форму ⬇ и мы моментально вышлем его вам на электронную почту. |
Оставайтесь в курсе!
Подписывайтесь на наши социальные сети: