Отцы и дети: как родители и подростки относятся к интернету

7 December 2018

Большинство подростков понимают, что в интернете есть опасный контент, но каждый третий считает, что этот контент не может причинить реального вреда. Родители хотят защитить своих детей от возможных угроз в интернете, при этом многие не используют функцию «родительский контроль». Об этом свидетельствуют результаты совместного исследовательского спецпроекта «Дети и технологии», проведенного Аналитическим центром НАФИ и группой QIWI в мае-августе 2018 года.

По мнению большинства родителей, интернет – это опасная среда для детей (72%). Две трети подростков (67%) понимают, что в интернете есть опасный контент, при этом каждый третий считает, что информация из сети не может принести пользователям реального вреда. 76% подростков подвергают сомнению достоверность информации в интернете и предпочитают использовать разные источники для проверки правдивости освещения, однако каждый четвертый (24%) не сомневается в достоверности новостей из тех источников, которым они привыкли доверять. Таким образом, хотя большинство подростков умеют работать и ориентироваться в цифровой среде, иногда они не осознают связанные с ней угрозы.

Родители не отрицают того, что информация в интернете может быть полезна для подростков: более половины взрослых (55%) считают, что в интернете достаточно полезных для детей материалов. При этом среди подростков абсолютное большинство (90%) отметили пользу современных гаджетов и приложений в их повседневной жизни.

Между родителями и детьми различается понимание того, для чего дети используют цифровые устройства. Так, почти половина родителей (45%) считают, что дети используют компьютер для игр и развлечений. Среди детей лишь четверть (26%) указали, что используют цифровые устройства, чтобы играть.

Родители стараются принимать участие в воспитании подростков и в том, как они взаимодействуют с интернетом. Однако это участие заключается скорее в ограничениях и контроле, чем в просвещении и грамотном погружении подростка в цифровую среду. В ходе исследования был обнаружен парадокс: между установками родителей по использованию интернета детьми и тем, как происходит воспитание и контроль на самом деле, наблюдается сильное противоречие. Большинство родителей (91%) считают необходимым контролировать то, чем занимается ребенок на компьютере и как он или она проводят время в интернете, однако 57% родителей ответили, что не используют функцию «родительский контроль». Половина родителей (51%) только «наблюдают со стороны», чем ребенок занят в сети.

Елена Луценко, руководитель образовательных программ QIWI:

«Противоречие между установками родителей и отношением детей к интернету, нашедшие подверждение в нашем исследовании, заставляют более внимательно относится к вопросам цифрового образования. Мы, взрослые, должны признать тот факт, что если не изменить наше отношение, существующий разрыв между цифровой грамотностью детей и нашей будет только увеличиваться и не в нашу пользу. От нас – взрослых – зависит интеграция детей в цифровую экономику и общество. QIWI уделяет большое внимание этим вопросам, и мы продолжим нашу образовательную миссию в этом направлении».

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ:

«Изучение цифровой среды – это часть подросткового развития, поэтому, если дети проводят в сети несколько часов в день, не стоит беспокоиться. Информационные порталы и социальные сети помогают подросткам получать новую информацию, узнавать больше о себе и своём месте во взрослом мире. При этом использование цифровых средств коммуникации детьми должно иметь разумные пределы. Родителям нужно подчеркивать ценность общения лицом к лицу. Следует предупреждать детей о важности конфиденциальности их личной информации в сети, быть готовыми открыто поговорить с подростками о проблемах, возникших в интернете». 

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование


«На Ваш взгляд, для каких целей Ваш ребенок в основном использует компьютер?», в % от опрошенных родителей

  Опрошенные родители 
Для игр, развлечений, общения с друзьями 45
Для развлечений и учебы в равной степени 33
Для учебы 15
Затрудняюсь ответить 7


«Выберите, какой из двух суждений Вам скорее подходит?», в % от опрошенных подростков

  Опрошенные подростки 
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач: для учебы, работы и т.п. 74
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга, чем для учебы или работы 26
*«Родительский контроль» - комплекс мер и правил, реализованных в программном обеспечении, призванный предотвратить негативное воздействие интернета и компьютера на ребенка.
** В рамках проекта были проведены всероссийские опросы родителей, опросы подростков 14-17 лет, фокус-группы с детьми 9-12 лет, а также кабинетное исследование российских и мировых программ повышения цифровой грамотности детей и подростков. Всероссийский репрезентативный опрос родителей (возраст их детей на момент опроса не превышал 17 лет) проведен в мае 2018 г. в 150 населенных пунктах в 46 субъектах Федерации. Суммарный объем выборочной совокупности - 800 человек. Максимальная погрешность выборки - 3,4%. Онлайн-опрос подростков 14-17 лет проведен в мае 2018 г. в 150 населенных пунктах в 46 субъектах Федерации. Суммарный объем выборочной совокупности - 412 подростков. Максимальная погрешность выборки - 4,8%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Исследование QIWI, НАФИ и АСИ: высоким уровнем цифровой грамотности обладают 15% российских подростков
28 September 2018
Большинство подростков знают о возможностях интернета, могут быстро найти информацию, с легкостью разобраться в интерфейсе нового гаджета или сформировать свою ленту новостей. В то же время, они не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность.