Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель

30 April 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 года*.

39% россиян считают умение доходчиво и интересно объяснять учебный материал определяющим качеством хороших учителей. Именно оно делает учителя настоящим мастером своего дела и позволяет остаться в памяти учеников надолго.

На втором месте по частоте упоминания такое качество, как профессионализм, компетентность педагога – его назвали 36% опрошенных. На третьем – внимание к ученикам и умение найти индивидуальный подход к каждому (22%).

Мнения россиян разных поколений о том, какие качества характеризуют «идеального» учителя, различаются. Так, молодые люди (18-24 лет) большее значение придают умению учителя общаться и находить подход к ученикам (28% против 22% в среднем по стране). Респонденты среднего возраста (35-59 лет) считают, что крайне важна компетентность учителя (40% против 36% в среднем по стране), а опрошенные старшего возраста (от 60 лет) больше, чем остальные, ценят доброту и отзывчивость учителей (27% против 18% в среднем по стране). 

Главные качества, которых, по мнению россиян, не хватает современным учителям – профессионализм (назвали 23% опрошенных), терпение, вежливость (15%) и общительность (11%). Под профессионализмом респонденты понимают чаще всего наличие у педагога достаточного опыта и широких познаний в своей области. 

В контексте случившегося перехода на дистанционное обучение одним из самых востребованных качеств учителя оказался высокий уровень цифровой грамотности.

63% россиян оценивают цифровые компетенции российских учителей положительно: считают, что большинство учителей в полной мере используют возможности цифровых технологий во время уроков. Согласно опросу самих педагогов, проведенному НАФИ в конце марта 2020 года, почти половине из них требуется помощь, чтобы вести онлайн-занятия максимально эффективно**. Педагоги говорят о недостаточной технической оснащенности школ, низком качестве электронных учебных ресурсов и в целом считают, что переход на дистанционное обучение из-за всех существующих проблем снизит качество подготовки учащихся***.

Что же касается сравнительной оценки уровня цифровой грамотности учителей и учеников, 70% россиян полагают, что старшеклассники обладают более высокими цифровыми компетенциями, чем учителя. 14% считают, что учителя и ученики старших классов владеют цифровыми навыками примерно одинаково и лишь 9% – что уровень цифровой грамотности учителей выше.   

Вопреки этому распространенному стереотипу, по результатам измерения индекса цифровой грамотности, проведенного НАФИ****, российские учителя обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Их индекс цифровой грамотности составляет 87 пунктов из 100 возможных (против 52 п.п. по России в среднем). Он выше показателя учеников средних и старших классов на 14 пунктов*****.


Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ:

«Результаты нашего исследования еще раз доказывают, что роль учителя в жизни каждого человека переоценить сложно. Именно учитель становится первым примером образованного, компетентного, профессионального человека, готового делиться своими знаниями и опытом и в то же время наделенного высокими моральными качествами.

В настоящее время все учителя столкнулись с необходимостью в короткие сроки перестроить учебный процесс таким образом, чтобы даже дистанционно ребята смогли освоить школьную программу на высоком уровне. Ситуация во многом осложняется тем, что 40% школьных учителей в нашей стране находятся в возрасте старше 50 лет, а доля молодых педагогов не превышает 13%. Пожилым педагогам сложнее приспособиться к дистанционному формату, изучить возможности современных гаджетов и программ, подготовить визуальный материал для каждого урока.

В такой момент важно держаться вместе, обмениваться опытом с коллегами, помогать друг другу. Также большую помощь своим педагогам могли бы оказать и учащиеся – показать, какими программами можно пользоваться для организации видеоуроков, вебинаров и электронных тестирований. Направление обратного наставничества (reverse mentoring) во всем мире сейчас набирает обороты, расширяя связи между людьми, сокращая дистанцию между поколениями».


Любовь Николаевна Духанина, Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке:

«Пандемия коронавируса бросила учителям серьезный вызов – им пришлось экстренно переходить на дистанционное ведение уроков. Времени не было ни на техническую, ни на психологическую подготовку. И российские учителя справились с задачей. Они буквально за неделю освоили видеоприложения, продумали подачу материала детям, перестроили рабочие программы. Педагоги, давно пользующиеся возможностями Интернет-технологий, стали делиться с коллегами своими методическими разработками, технологическими картами, чек-листами, видеоуроками, алгоритмами организации обучения для ребят с разной обеспеченностью техникой. Некоторые учителя проводили в социальных сетях стримы, собирая аудиторию в несколько тысяч участников и отвечая на самые острые вопросы коллег. Педагоги, которые знали, что у их учеников нет возможности учиться онлайн, старались использовать и другие возможности, даже оставляли задания в почтовых ящиках.

В итоге несмотря на все трудности нет массовых срывов занятий, школы продолжают работать дистанционно, а досрочное завершение учебного года не стало массовым и коснулось в основном учеников 1-8 классов. Опросы же детей и родителей показывают, что временный переход на дистанционное обучение лишь подтвердил высокую значимость и ценность педагогического труда».

 

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Какими особенными качествами обладали учителя, которых Вы вспоминаете как больших профессионалов, мастеров своего дела?»*, в % от всех опрошенных

  %
Умение доходчиво и интересно объяснять материал 39
Профессионализм, компетентность 36
Внимание к ученикам и умение найти к ним подход 22
Доброжелательность, отзывчивость    18
Преданность своей профессии, энтузиазм  12
Строгость, требовательность 11
Терпеливость, вежливость   8
Объективность  4
Артистичность  3
Личность учителя вызывала симпатию  3
Другое  7
Затрудняюсь ответить/Отказ от ответа  6

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа



*Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 г. Опрошено 1600 человек старше 18 лет в 153 населенных пунктах в 53 регионах России. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%. Форма опроса: личные (face-2-face) интервью с использованием планшетов.
**Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение, 7 апреля 2020 г. https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie/
***Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии, 4 апреля 2020 г. https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi/
****Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова – М., 2019 (в электронном виде издание доступно по ссылке: https://nafi.ru/upload/iblock/a80/a80609b9db6533e3826c150eb468b405.pdf)
* ****Цифровая грамотность российских педагогов. Спецпроект https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh-pedagogov/
Type of publication: Poll results

Related publications

Ставка на онлайн: предприниматели станут больше тратить на сайты своих компаний
14 January 2021

В 1 квартале 2021 года предприниматели будут в 5 раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.  


Большинство россиян не сдавали данные для Единой биометрической системы
28 December 2020

Большинство россиян негативно относятся к идее сдачи своих биометрических данных, в том числе для Единой биометрической системы. Многие сомневаются в том, что собираемые различными организациями биометрические данные надежно защищены. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг
26 November 2020

В условиях пандемии навыки пользования цифровыми сервисами для получения госуслуг выходят на первый план. С начала года 22% россиян улучшили навыки пользования государственными электронными порталами, при этом почти треть (31%) считают, что их цифровых знаний и навыков недостаточно для работы с сайтом «Госуслуги» или аналогичными порталами. Об этом свидетельствуют результаты опроса Аналитического центра НАФИ.


35% россиян в зоне риска: измерение уровня цифровой финансовой грамотности
5 November 2020
Треть россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности: они не используют цифровые технологии управления финансами и дистанционные банковские сервисы, предпочитают расплачиваться наличными. В условиях цифровизации эти люди становятся особенно уязвимыми для мошенников. Кроме того, под угрозой оказывается их финансовое благополучие – возможности делать сбережения, планировать бюджет, вовремя оплачивать счета и разумно подходить к выбору финансовых продуктов. 

The methods used

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.