Каждый второй россиянин хочет улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий

1 March 2019

Половина россиян хотели бы улучшить свои знания и навыки в сфере информационных технологий (ИТ). Каждый третий отметил, что рискует потерять работу, если не будет проходить обучение в этой сфере. Более четверти россиян заинтересованы в получении цифровых сертификатов на обучение ИТ: такие сертификаты начнут внедряться в России в ближайшее время для освоения населением ключевых компетенций цифровой экономики.

Данные были получены в результате всероссийского опроса населения, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с АНО «Цифровая экономика» в январе 2019 г.*

Персональные цифровые сертификаты – это стимулирующие выплаты, которые государство будет выделять на освоение гражданами таких компетенций, как базовое программирование, основы работы с данными или коммуникация в современных цифровых средах. У россиян появится возможность формировать индивидуальные траектории развития на основе персональных профилей. С помощью сертификата можно будет пройти в онлайн-режиме программу обучения или очно обратиться в соответствующую организацию, предоставляющую образовательные услуги, которые отвечают потребностям экономики нового типа.

Результаты опросов показывают, что программы обучения с помощью цифровых сертификатов будут востребованы россиянами. Каждый второй хочет улучшать свои знания в сфере ИТ, причем чаще обучение хотят проходить те, кто оценил свои знания как «средние» или «хорошие». Интерес к обучению наиболее высок среди молодежи (64%) и снижается с возрастом. Более половины россиян (57%) отметили, что если бы они были знакомы с информационными технологиями на более высоком уровне, то смогли бы найти лучший вариант трудоустройства.

Специализированные курсы – это предпочтительная форма обучения для большинства россиян (61%), рассматривающих повышение своей квалификации в сфере ИТ. Более четверти россиян (28%) заинтересованы в получении цифровых сертификатов на обучение информационным технологиям. Преимущественно это люди с высокой квалификацией и младше 45 лет.

 

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Сегодня уровень цифровой грамотности россиян – 52 пункта из 100, и на фоне большинства стран с формирующейся цифровой экономикой это невысокий показатель. При этом цифровизация экономики – это результат цифровизации общества, развития нового типа мышления, интеллектуализации сферы труда. В этом контексте цифровая грамотность – это основа основ, как в ситуации с общей грамотностью 100 лет назад, когда для вовлечения широких масс в хозяйственную жизнь в РСФСР был принят Декрет о ликвидации безграмотности. Сегодня уже каждый второй россиянин (52%) сообщает, что на его рабочем месте требуется обязательное владение информационными технологиями. При этом треть россиян (29%) оценивают свои знания в этой сфере как низкие, а желание учиться, как показало проведенное исследование, эта часть населения почти не испытывают. Государство вынуждено думать, как эту мотивацию развивать, иначе треть граждан останутся не только за бортом социальных изменений, но и вне экономики. Субсидирование обучения информационным технологиям через цифровые сертификаты – одна из возможных действенных мер, однако, как показал всероссийский опрос НАФИ, она станет привлекательной в основном для людей с более высоким уровнем образования и квалификацией, а также для учащейся молодежи. Средства мотивации остальных социальных и профессиональных групп к повышению цифровой грамотности предстоит разработать – а это рабочий и технический персонал, жители села, а также старшее поколение россиян».

Андрей Сельский, директор по направлению «Кадры и образование», АНО «Цифровая экономика»:

«В этом году состоится апробация механизма предоставления персональных цифровых сертификатов гражданам. В пилотном режиме планируется выдать 5000 сертификатов. Они будут адресованы, в первую очередь, взрослым, заинтересованным в развитии своих цифровых компетенций. Использовать их можно будет на дополнительное профессиональное образование, соответствующее критериям, которые в настоящее время прорабатываются. Планируется, что концу 2024 года обучение с использованием цифровых сертификатов пройдёт 1 миллион российских граждан».


*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в январе 2019 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Type of publication: Poll results

Related publications

Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»
12 May 2020

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».





Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
30 April 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.


Цифровая грамотность россиян: исследование 2020
10 April 2020
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. 
Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение
7 April 2020

Половина российских учителей и преподавателей вузов отмечают, что им требуется серьезная помощь для эффективного перехода на работу в онлайн-формате. Педагоги жалуются на плохую организацию перехода к дистанционному обучению и говорят, что нагрузка на них сильно возросла. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в конце марта 2020 года среди педагогов, работающих в российских учреждениях общего и высшего образования.


The methods used