За 2020 год уровень лояльности россиян к своему работодателю впервые снизился после роста на протяжении 4 лет. На конец прошлого года индекс лояльности работодателю еNPS (Employee Net Promoter Score) составил -32 балла, что на 5 баллов ниже показателя 2019 года*. Большинство работающих недовольны своим работодателем и не готовы рекомендовать его друзьям и знакомым, но при этом не собираются менять свое место работы. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ**.
«За время пандемии многие компании предприняли разные меры по сохранению финансовой стабильности – снижение заработных плат, отправление работников в отпуска за свой счет, сокращение штата. Такие действия во многом повлияли на лояльность сотрудников к своим работодателям и привели к снижению индекса eNPS. На протяжении всего времени наших измерений с 2016 года индекс находился в отрицательной зоне, но демонстрировал умеренный рост год к году до 2020, когда мы впервые зафиксировали его снижение», – комментирует Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.
Индекс eNPS рассчитывается на основании готовности сотрудников рекомендовать свое место работы друзьям или знакомым. Сотрудники делятся на три условные группы – «промоутеры», или сторонники, «нейтралы» и «критики» в зависимости от их готовности к рекомендации своих работодателей знакомым. Значение индекса представляет собой разницу между долей «промоутеров» и долей «критиков». Индекс принимает значения от -100 до 100 баллов.
Большинство работающих россиян недовольны своим работодателем и не готовы его рекомендовать – доля «критиков» составляет 56%. «Критики» чаще всего встречаются среди представителей старшей возрастной группы и молодежи до 24 лет (67% и 65% соответственно).
Доля «критиков» за год выросла, а доля «промоутеров», или сторонников, осталась практически неизменной, снизившись на 1 п.п. до 24%. Руководители чаще, чем представители технического и обслуживающего персонала, становятся «промоутерами» (38% против 18%).
Несмотря на низкую лояльность работодателям, большинство россиян проявляют инертность: они не готовы уходить с работы и искать новые, более подходящие им позиции. Только 17% россиян хотели бы сменить место работы, 71% не готовы предпринимать какие-либо решительные шаги. Даже среди тех, кто не готов менять работу, большинство (55%) составляют «критики», которых не устраивает их текущий работодатель (подробнее – в таблице 4).
Уровень заработной платы – самая популярная причина рекомендовать или не рекомендовать работодателя своим знакомым. Этот показатель рассматривается в первую очередь и может как снизить, так и повысить уровень лояльности.
«Заработная плата – это и драйвер, и барьер для повышения лояльности сотрудника к работодателю. Она служит отправной точкой для рекомендации своей компании в качестве места работы знакомым и друзьям. Однако пандемия показала, что, помимо заработной платы, люди стали придавать вес и другим факторам, например, стабильности компании, комфортной психологической атмосфере в команде, стилю руководства и т.д. Для повышения уровня лояльности важно уделять пристальное внимание еще и этим параметрам», – комментирует Людмила Спиридонова.
Наиболее популярные причины, по которым россияне готовы рекомендовать своего работодателя – общая удовлетворенность ситуацией на работе, стабильность компании и хороший коллектив. Причины, по которым россияне не готовы рекомендовать работодателя – специфика работы, отсутствие стабильности, высокая загрузка.