Повышение финансовой грамотности, по мнению россиян, - это компетенция представителей государственных организаций, контролирующих финансовые рынки (37% в 2014 г. и 34% в 2008 г.) и высших учебных заведений экономического и финансового профиля (27% против 23% соответственно). Такого мнения в одинаковой степени придерживаются как жители столицы, так и опрошенные в регионах.*
Доверие подобных вопросов частным организациям заметно снизилось: если в 2008 году представителей неправительственных или общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, в качестве учителей по финансовой компетентности хотели видеть почти четверть опрошенных (23%), то в 2014 - лишь 14%. Желание обращаться к независимым финансовым консультантам также снизилось с 29% до 23%.
Стоит отметить, что москвичи охотнее выбирают в роли наставников по финансовой грамотности экспертов коммерческих банков (21%), пенсионных фондов и/или страховых компаний (34%) и независимых финансовых консультантов (33%), нежели опрошенные в целом по стране (14%, 23% и 23% соответственно).
Среди тем по управлению личными финансами россиян больше всего интересуют законы, защищающие права потребителей, принципы их применения (45%), особенности подписания договоров с банками и другими финансовыми организациями (40%), а также разумное пользование банковскими кредитами (29%). Эти три темы остаются наиболее актуальными для населения уже на протяжении двух лет, причем вопросы, связанные с подписанием договоров, стали россиянам еще более интересными.
За последние два года также приобрели значимость темы, связанные с пользованием финансовыми услугами. Россияне стали активнее интересоваться возможными рисками (с 19% в 2012 г. до 24% в 2014) и параметрами сравнения услуг различных финансовых организаций (с 8% до 15% соответственно).
Рейтинг актуальных тем по управлению личными финансами среди москвичей выглядит несколько иначе. На первое по значимости место выходят подводные камни в подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями (отметили 53%). Значительно более интересна жителями столицы, нежели россиянам в целом, проблема того, как не увязнуть в долгах (43% москвичей против 29% россиян в целом). В то же время особенности пользования финансовыми услугами жителям столицы не кажутся столь интересными, как опрошенным по стране в целом.
Любопытно, что каждому пятому опрошенному россиянину (19%) и каждому десятому москвичу (11%) ни одна из тем не показалась интересной.
«Сегодня о готовности заниматься повышением финансовой грамотности населения заявили многие организации, имеющие отношение к финансовым рынкам. А лично Вам кого хотелось бы видеть в качестве учителя в программе финансовой грамотности?»*, % респондентов
2008 | 2014 | |
Государственные организации, регулирующие данные рынки | 34 | 37 |
Высшие учебные заведения экономического и финансового профиля | 23 | 27 |
Пенсионные фонды и/или страховые компании | 22 | 23 |
Независимых финансовых консультантов | 29 | 23 |
Средства массовой информации (журналистов и телеведущих) | 15 | 17 |
Коммерческий банк | 14 | 14 |
Неправительственные организации или общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей | 23 | 14 |
Паевые инвестиционные фонда (управляющие компании) | 3 | 9 |
Других людей | 1 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 14 | 21 |
«Сегодня о готовности заниматься повышением финансовой грамотности населения заявили многие организации, имеющие отношение к финансовым рынкам. А лично Вам кого хотелось бы видеть в качестве учителя в программе финансовой грамотности?»*, % респондентов
Москва | Россия | |
Государственные организации, регулирующие данные рынки | 36 | 37 |
Высшие учебные заведения экономического и финансового профиля | 29 | 27 |
Пенсионные фонды и/или страховые компании | 34 | 23 |
Независимых финансовых консультантов | 33 | 23 |
Средства массовой информации (журналистов и телеведущих) | 18 | 17 |
Коммерческий банк | 21 | 14 |
Неправительственные организации или общественные организации, занимающиеся защитой прав потребителей | 14 | 14 |
Паевые инвестиционные фонда (управляющие компании) | 7 | 9 |
Других людей | 2 | 2 |
Затрудняюсь ответить | 11 | 21 |
«Ниже представлен список тем, которые затрагивают различные вопросы управления личными финансами. Скажите, о чем Вы хотели бы знать больше?»*, % респондентов
2012 | 2014 | |
Какие законы, защищающие права потребителей существуют, и что следует делать, если эти права нарушаются | 47 | 45 |
На какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями | 32 | 40 |
Что нужно делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами | 28 | 29 |
Какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять | 19 | 24 |
По каким параметрам нужно сравнивать услуги, предлагаемые финансовыми организациями | 8 | 15 |
Как составлять личный бюджет доходов и расходов | 9 | 13 |
Ничего из перечисленного мне не интересно | 22 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 7 |
«Ниже представлен список тем, которые затрагивают различные вопросы управления личными финансами. Скажите, о чем Вы хотели бы знать больше?»*, % респондентов
Москва | Россия | |
Какие законы, защищающие права потребителей существуют, и что следует делать, если эти права нарушаются | 43 | 45 |
На какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями | 53 | 40 |
Что нужно делать, чтобы не увязнуть в долгах при пользовании банковскими кредитами | 43 | 29 |
Какие риски при пользовании финансовыми услугами существуют и как ими управлять | 33 | 24 |
По каким параметрам нужно сравнивать услуги, предлагаемые финансовыми организациями | 24 | 15 |
Как составлять личный бюджет доходов и расходов | 13 | 13 |
Ничего из перечисленного мне не интересно | 11 | 19 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 7 |
*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в ноябре 2014 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.