Банк «Открытие»: переход в онлайн и диверсификация бизнеса. Женщины-предприниматели о последствиях пандемии

15 February 2021

В сложной экономической ситуации, обусловленной пандемией, Индекс женского предпринимательства демонстрирует снижение относительно уровня предыдущего года – с 69,4 п.п. в до 60,1 п.п.* Тем не менее, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют дальнейшее развитие своего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного совместно банком «Открытие» и Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ**.      

Пандемия и связанный с ней экономический спад заметно увеличили риски предпринимательской деятельности. 41% женщин-предпринимателей отметили негативное влияние пандемии на их бизнес. Некоторым экономически сложный период придал и необходимый для развития импульс: 10% отметили рост своих компаний, а 16% заявили о том, что стали диверсифицировать бизнес, продвигаясь в новых направлениях.   

Надия Черкасова, заместитель президента-председателя правления банка «Открытие», председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России»: «Бизнес женщин-предпринимателей, как и всего сегмента МСБ, оказался наиболее чувствительным к последствиям коронакризисных ограничений. В числе основных проблем, с которыми столкнулись женщины-предприниматели из-за пандемии – снижение оборотов и доходов компании (63% и 61% соответственно), а также падение спроса на реализуемые продукты или услуги (58%). Решая проблемы, предприниматели выбирали “режим жесткой экономии” и активно переводили бизнес в онлайн. В свою очередь, банк “Открытие” предложил клиентам программу “Поставь расходы на паузу”, позволив сократить расходы, а по некоторым категориям обнулил тарифы РКО. Кроме того, банк предоставил сервис цифровой чек-ап, позволяющий предпринимателям выявить проблемные зоны для перехода бизнеса в онлайн и бесплатно прокачать свои навыки через наш образовательный портал Open Academy».

Несмотря на сложности, связанные с пандемией, большинство женщин-предпринимателей (93%) планируют и дальше развивать свое дело, а 39% считают, что полностью восстановить утраченные позиции смогут в достаточно короткие сроки (от 3 месяцев до 1 года). Оценивая ближайшие перспективы, 59% женщин-предпринимателей надеются на сохранение текущих объемов бизнеса, а 29% – на их увеличение.

Женщины-предприниматели сделали выводы из экономических вызовов 2020 года и предпримут ряд мер для того, чтобы быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам в будущем. Они собираются рассчитывать преимущественно на свои силы и ресурсы, а не на внешнюю поддержку. Так, они планируют расширять перечень направлений своего бизнеса, продолжать осваивать онлайн-сегмент и активнее использовать интернет-ресурсы для привлечения клиентов. Большинство опрошенных считают, что справиться с негативными последствиями пандемии помогли бы отсрочка по выплате налогов и других обязательных платежей, их снижение или отмена, а также бесплатное обучение.

Пандемия сделала очевидной необходимость профессионального развития. Как результат, большинство женщин-предпринимателей (62%) говорят о том, что проходили профессиональное обучение в той или иной форме в период пандемии и добились заметного роста деловых навыков. Приоритетными областями для получения дополнительных знаний стали цифровой маркетинг, стратегическое управление и soft skills (так называемые «мягкие навыки» – знания и умения в области самоорганизации, коммуникации, выработки стрессоустойчивости).

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование

«Как кризис, вызванный пандемией коронавируса, повлиял на Ваш бизнес?», в % от всех опрошенных 

  %
Бизнес частично сократился 41
Заметного влияния кризиса на бизнес нет 18
Начали развивать бизнес в дополнительных направлениях 16
Бизнес развивается и растет 10
Бизнес временно не функционирует 10
Начали развивать бизнес в совершенно новом направлении  3
Бизнес полностью закрылся  1
Затрудняюсь ответить  1

 



*Подробнее о результатах предыдущих волн измерений WBI: Индекс женской предпринимательской активности. 6 волна, 19 ноября 2019 года https://nafi.ru/analytics/indeks-zhenskoy-predprinimatelskoy-aktivnosti-6-volna/
**Опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в августе 2020 г. Опрошено 400 женщин-предпринимателей сегмента МСП старше 18 лет.
Type of publication: Poll results

Related publications

Самореализация, независимость и доход: исследование ко Дню предпринимательства на платформе «Голос Бизнеса»
26 May 2021

В день российского предпринимательства всероссийский проект «Голос Бизнеса» (businessgolos.ru) отмечает полгода работы и представляет результаты опроса представителей бизнеса о том, почему они выбрали путь предпринимателя и что они думают о ведении своего дела.

Курс на онлайн: темпы цифровизации бизнеса за последние полгода увеличились
19 May 2021
Предприниматели активно переводят бизнес в цифровой формат. По сравнению с предыдущим годом заметно увеличилась доля компаний, развивающих свои сайты, использующих онлайн-каналы продвижения бизнеса и готовых полностью заменить личное общение цифровым. Таковы результаты очередного совместного исследования банка «Открытие», Московской школы управления СКОЛКОВО и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, посвященного готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI – Business Digitalization Index). Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
Вопреки вызовам пандемии: большинство предпринимателей не жалеют о выборе профессионального пути
14 May 2021

Пандемия стала вызовом для бизнеса: каждый четвертый предприниматель (24%) задумался о том, чтобы вернуться к работе по найму, если уровень дохода будет не ниже текущего. При этом 70% возвращаться к работе по найму не готовы. 

80 процентов столичных предпринимателей считают, что в Москве легко зарегистрировать бизнес
22 March 2021

Совместный опрос о состоянии московского бизнеса провел столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития и Аналитический центр НАФИ.