За полтора года жители российских городов стали в 3 раза чаще употреблять в пищу растительные продукты-заменители мяса и молока (в категории «мясо» выросла доля потребителей с 10% до 34%, в категории «молоко» – с 9% до 31%) – соевое мясо, пшеничные колбасы, сейтан, молоко на основе овса, риса, сои, гречки и т.д. Такие растительные альтернативы пользуются наибольшим спросом у молодежи и людей с высоким достатком. При этом, по мнению жителей российских городов, за пандемию практически не изменилось количество потребляемого мяса и молока животного происхождения. Таковы результаты исследования, проведенного проектом «Едим лучше» совместно с Аналитическим центром НАФИ*.
Большинство жителей российских городов осведомлены о доступности в продаже растительных заменителей мяса и молока: 95% ответивших знают о существовании таких альтернатив.
За время пандемии спрос на растительные заменители мяса и молока вырос в 3 раза. Каждый третий житель российских городов хотя бы раз включал в свой рацион мясо и молоко растительного происхождения (34% и 31% соответственно в каждой категории). В начале 2020 года эти показатели потребления были в 3 раза ниже – 10% и 9% соответственно. При этом большинство по-прежнему предпочитают традиционные мясные и молочные продукты (более 90% в каждой категории). Подробнее – в таблице №2.
Молодежь – активные потребители растительных продуктов-заменителей мяса и молока. Половина молодых людей в возрасте до 34 лет, проживающих в городах, употребляют в пищу растительную альтернативу мяса и молока.
Большинство жителей российских городов готовы включать в свой рацион растительные продукты-заменители, если они будут приносить пользу здоровью (56%). Потребителям также важен натуральный вкус (49%) и более низкая цена (33%) товара по сравнению с традиционными продуктами. При этом цена растительных аналогов остается в среднем по рынку достаточно высокой, поэтому в основном такие растительные продукты-заменители мяса и молока чаще всего приобретают люди с высоким достатком. Подробнее – в таблице №4.
Привлекательность того или иного растительного заменителя во многом определяется обозначением на упаковке и его широкой представленностью в магазинах. Наиболее предпочтительный вариант маркировки для жителей российских городов – «100% растительный продукт» (о ее предпочтительности сказали 58%). При этом маркировки «100% веганский продукт» и «100% вегетарианский продукт» побуждают к покупкам только 13% россиян, что в 4 раза меньше, чем с пометкой о растительном происхождении. По мнению большинства, такая продукция должна располагаться в отделе с растительным ассортиментом или в категории здорового питания (47% и 31% соответственно), но не на полках с привычными товарами животного происхождения. Подробнее – в таблицах №5 и 6.
За время пандемии уровень потребления продуктов животного происхождения (мясо, молоко) у большинства жителей российских городов не изменился (более 50% в каждой категории). В то же время каждый четвертый (24%) заявил, что стал есть меньше мясных продуктов, чем год назад, а каждый седьмой (14%) – меньше молочной продукции. Подробнее – в таблице №3.
Алексей Иванов, координатор проекта «Едим лучше»:
«Рост осведомленности о растительных альтернативах во многом связан с началом производства таких продуктов крупными российскими компаниями. Наиболее популярным продуктом за последние 3 года стало растительное молоко, но также возросло внимание и к растительному мясу. Так, в продуктовых линейках как минимум шести мясоперерабатывающих и масложировых компаний с начала 2020 года появилось большое разнообразие альтернатив мясу и молочным продуктам. Цена таких продуктов – в несколько раз ниже зарубежных аналогов, а купить их становится возможно в ближайших супермаркетах.
Сотрудничество производителей с шеф-поварами, использование альтернатив в кулинарных телепередачах и рекламе, проведение гастрономических фестивалей растительного мяса — все это также повлияло на значительный рост популярности растительных альтернатив среди жителей России.
Исследование вновь показало, что потребители растительных альтернатив — это не только 1-2% веганов и вегетарианцев. Треть россиян, которые едят мясо, уже покупают такие продукты. Поэтому продвижение альтернатив среди широкой аудитории — в том числе не используя слово “веган” — приведет к еще большему увеличению интереса к этой категории продуктов. В ближайший год мы ожидаем выхода на рынок растительных альтернатив новых крупных производителей».
О проекте «Едим лучше»:
«Едим лучше» — это некоммерческий проект по продвижению растительных альтернатив продуктам животного происхождения. Мы помогаем производителям разрабатывать новые растительные продукты, а ресторанам – вводить в меню вкусные растительные блюда. Подробнее: eatingbetter.ru.