Почти две трети россиян интересуются результатами опросов, публикуемыми СМИ. Однако 71% не доверяют им в полной мере. На уровень доверия влияют репутация компании, которая проводила опрос, и формулировки заданных вопросов. Аналитический центр НАФИ представляет результаты исследования ко Дню социолога*.
Практика социологических опросов получила в нашей стране широкое распространение: 78% россиян за последние три года принимали участие в исследованиях общественного мнения. 56% проходили опросы в интернете, 29% участвовали в телефонных интервью, а 21% беседовали с интервьюерами на улице.
По словам интервьюеров, сложнее добиться согласия на участие в опросе от мужчин среднего возраста (35 лет и старше). Проще беседовать с людьми, у которых больше свободного времени, например, со студентами и пенсионерами.
Большинство россиян (63%) интересуются озвучиваемыми в СМИ результатами опросов. При этом 71% относятся к ним критически, а полностью не доверяют результатам опросов 15% россиян (в основном – мужчины).
На уровень доверия к результатам опросов влияет прежде всего то, какая организация проводит опрос, и как сформулированы вопросы в анкете. Также россияне обращают внимание на то, как отбираются участники опроса. Размер выборки, география опроса и метод, которым он проводится (онлайн, по телефону, путем личной беседы с интервьюером на улице) влияют на уровень доверия к его результатам в значительно меньшей степени.
Главной причиной согласия на участие в опросе названо любопытство (41%). Примерно равные доли участников объяснили свое согласие поучаствовать в опросе наличием свободного времени, интересной темой и стремлением повлиять на актуальную ситуацию. При этом мужчины чаще проходят опросы при наличии свободного времени и соответствующего настроения, а для женщин основной мотивацией выступает желание повлиять своим мнением на развитие ситуации в той сфере, которую затрагивает тема исследования.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:
«Активное проведение социологических исследований – признак открытого, демократичного и цивилизованного общества. Важно, при этом, кто и как проводит опросы – насколько хорошо методологически и научно выверены анкета и выборка, правильно ли выбран метод сбора данных, насколько качественно проводятся и контролируются полевые работы. В последнее время россияне стали все настороженнее относиться к озвучиваемым результатам опросов, так как научились распознавать в них рекламную, поведенческую или политическую манипуляцию. В этих условиях критически важной становится роль профессиональных ассоциаций и сообществ, которые должны вводить и контролировать соблюдение профессиональных стандартов, широко информировать общественность о критериях качества социологических опросов».
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных 
«Одним опросам общественного мнения можно доверять, другим – нет. Что для вас важно, чтобы вы доверяли результатам опроса?»*, в % всех опрошенных
% | |
Важно, как были сформулированы вопросы | 49 |
Важно, кто (какая организация) проводит опрос | 47 |
Важно, кто участвует в опросе, как отбираются участники | 40 |
Важно, сколько человек было опрошено | 37 |
Важно, где опрошены люди, в каких городах | 25 |
Важно, как проводится опрос – лично, по телефону или онлайн | 21 |
Не доверяю результатам опросов в принципе | 15 |
Другое | 4 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа.