Услугами микрофинансовых организаций пользуются 8% россиян.

2 Ноября 2017

МОСКВА, 7 октября 2017 года. Россияне стали более информированными о том, что такое микрофинансовые организации, однако чаще ими не пользуются. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2017 г.* 

Информированность о деятельности микрофинансовых организаций растет в геометрической прогрессии: сейчас в той или иной мере о них осведомлены 71% опрошенных, в 2016 году было 45%, а в 2013 - 22%. Более осведомлены мужчины (78% против 65% женщин), 25-34-летние (80%) и жители городов-миллионников, кроме обеих столиц (86%). Не знают сегодня о том, что такое микрофинансовые организации, 29% россиян. 

Среди информированных о деятельности микрофинансовых организаций за последние 2-3 года обращались к их услугам 8%. Для сравнения, в 2013 году таковых было 9%, а в 2016 – 5%. Клиентами подобных финансовых институтов являются чаще жители средних городов с населением менее 100-500 тыс. человек (15%) и молодежь 25-34 лет (11%). 

Несмотря на рост информированности о микрофинансовых организациях, большинство россиян, зная о них, не обращались к их услугам (92%). Однако если год назад основным барьером было недоверие к деятельности МФО (58% в 2016 г.), то сейчас на первый вышла высокая стоимость услуг (53% в 2017 году и 36% в 2016). Отсутствие потребности в таких услугах отмечают 40% (50% в 2016 году). Каждый пятый отказывается обращаться в микрофинансовые организации из-за опасений в безопасности (22%).   

«Знаете ли Вы, что такое микрофинансовые организации?», % от всех опрошенных

  2013 2016 2017
Да, знаю 11 17 48
Знаю понаслышке 11 28 23
Нет, не знаю 78 55 29


«Пользовались ли Вы лично услугами микрофинансовых организаций за последние 2-3 года?», % от опрошенных, информированных об МФО

  2013 2016 2017
Да 9 5 8
Нет, но планирую 17 1 4
Нет и не планирую 74 94 88


«Какими услугами микрофинансовых организаций Вы лично пользовались в течение последних 12 месяцев?», % от отпрошенных, которые пользуются услугами микрофинансовых организаций

  2013 2016 2017
Брал микрозайм 94 90 93
Делал вложение 12 8 5
Другое 0 10 <1

«Почему Вы не пользуетесь услугами микрофинансовых организаций?»*, % от отпрошенных, которые НЕ пользуются услугами микрофинансовых организаций
  2013 2016 2017
Высокая стоимость услуг 27 36 53
Недоверие микрофинансовым организациям 24 58 47
У меня нет потребности пользоваться такими услугами 40 50 40
Опасения в безопасности 17 19 22
Низкий уровень личных доходов 10 12 6
Недостаточные знания 13 14 2
В нашем городе/ населенном пункте нет микрофинансовых организаций 2 5 1
Ничто не ограничивает 5 0 0
Другое 1 8 1
Затрудняюсь ответить 6 1 3

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. вопрос предусматривал возможность множественного выбора

*Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2017 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%
Тип публикации: Результаты опросов

Россияне, хоть и реже, но по-прежнему не понимают последствий невозврата, либо задержки платежей по кредиту, что это непоправимая метка в их кредитной истории.

В такой ситуации со стороны потребителей мы часто наблюдаем эффект "самосохранения", когда на фоне давления сложных экономических условий люди склонны оправдывать неправомерное поведение на рынке финансовых услуг.

Похожие публикации

Рынок микрофинансирования в 2016 году: онлайн-понециал
15 Марта 2016
Темпы роста российского рынка микрофинансирования снижаются, но остаются положительными: в 2015 году портфель микрозаймов прибавил 17%, а по итогам 2016 его рост ожидается на уровне 7-10%. Динамику рынка поддерживает снижение ставок по микрозаймам, а также частичный переток клиентов из банковского сектора из-за ужесточения необеспеченного кредитования. 

Используемые методы