Уровень цифровой грамотности в России и Беларуси

6 Мая 2022

Жители России и Беларуси имеют схожий уровень цифровых компетенций. При этом россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации, а жители Беларуси демонстрируют более развитые навыки поиска информации в интернете. Аналитический центр НАФИ представляет исследование уровня цифровой грамотности населения двух стран, проведенное с помощью платформы «Цифровой гражданин»*.

Общий индекс цифровой грамотности в России и Беларуси

Индекс цифровой грамотности отражает уровень умений граждан искать информацию в интернете, оценивать ее достоверность, создавать и редактировать цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, распознавать сетевое мошенничество, следить за безопасностью личных данных и самостоятельно решать проблемы при использовании мобильных приложений и программ на компьютере.

Индекс цифровой грамотности россиян составил 64 пункта, жителей Беларуси – 62 пункта из возможных 100 пунктов.

Сравнение по уровням грамотности: начальный, базовый, продвинутый

В России и Беларуси получена равная доля людей, обладающих начальным уровнем грамотности – по 3%. При этом среди жителей Беларуси больше тех, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности – 73% (в России 70%), а в России – продвинутым – 27% (в Беларуси 24%).

Сравнение компетенций

Россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации (78 п. против 71 п.), лучше разбираются в электронной коммерции, банковских и платежных сервисах (66 п. против 59 п.) и антивирусной защите цифровой техники (77 п. против 69 п.).

Жители Беларуси демонстрируют более высокие навыки поиска информации в интернете (65 п. против 62 п.), работы с документами в мобильных приложениях (70 п. против 66 п.), а также более осознанно относятся к влиянию цифровых устройств на физическое и психологическое здоровье человека (62 п. против 57 п.).

Общие проблемы

Наибольшие затруднения у опрошенных из обеих стран вызывает самостоятельная настройка программного обеспечения на компьютере (обновление операционной системы, установка тех или иных программ), корректная оценка собственных знаний в сфере цифровых технологий и фактчекинг найденной информации в интернете.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:

«Представленные результаты тестирования показывают, что во многом проблемы в области цифровой грамотности для жителей постсоветского пространства являются общими. Важно мотивировать людей на улучшение цифровых компетенций, предоставляя им возможности комплексного обучения по всем сферам, составляющим цифровую грамотность. Особенно важно повышение знаний, навыков и установок в сфере кибербезопасности, от которых напрямую зависит благополучие каждого человека, его личная безопасность. Кибермошенники постоянно изобретают новые способы атак, и каждый должен научиться им противостоять. Напомним, что по результатам нашего недавнего исследования, 57% россиян испытывают недостаток знаний о том, как лучше защититься от цифровых угроз. Однако, чтобы повышать цифровые компетенции, надо сначала оценить их актуальный уровень – в этом поможет тестирование на платформе НАФИ «Цифровой гражданин».

Больший интерес к оценке собственного уровня цифровой грамотности проявляют женщины. И в России, и в Беларуси, доля женщин, которые зарегистрировались на платформе «Цифровой гражданин» и прошли тестирование для оценки своего уровня цифровой грамотности, почти вдвое превысила долю мужчин (62% и 38% соответственно).

Подобную ситуацию мы наблюдаем в течение последних полутора лет. На нашей платформе «Цифровой гражданин» активнее регистрируются и проходят тестирование именно женщины. Они чаще выступают «двигателями цифровизации» в своих организациях, активно стараются развивать цифровые компетенции, являются слушателями соответствующих курсов».


*Исследование проведено по методологии DigСomp. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде. Данные собраны в январе 2022 года с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Опрошено 1600 человек в России и 500 человек в Беларуси.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Уровень цифровой грамотности в России и Беларуси»

Похожие публикации

В ТОП-3 сфер для трудоустройства вошли IT, торговля и сырьевая промышленность
13 Апреля 2022

Самыми привлекательными сферами для трудоустройства россияне считают IT и телекоммуникации, оптовую и розничную торговлю, а также сырьевую промышленность (добыча нефти, газа, угля и полезных ископаемых). Эти отрасли, по мнению россиян, в сложившихся условиях сохраняют стабильность и имеют потенциал для дальнейшего развития. Таковы результаты второй волны Оперативного социально-экономического мониторинга Аналитического центра НАФИ.  

Мониторинг ситуации на рынке труда: вторая волна измерений
7 Апреля 2022
Ситуация на рынке труда остается стабильной. НАФИ провел измерения в рамках Оперативного социально-экономического мониторинга с интервалом в 2 недели (14-18 марта и 1-6 апреля 2022 года): доля работающих россиян, которые считают, что могут потерять работу в ближайший месяц, осталась практически без изменений (9%). Еще 50% считают потерю работы возможной, но маловероятной.



Две трети предпринимателей оптимизируют фонд оплаты труда
30 Марта 2022

Треть российских компаний малого и среднего бизнеса (32%) в новой социально-экономической ситуации не изменяли свои расходы на персонал для сокращения издержек, однако 68% предприняли ряд мер, таких как сокращение штата, снижение окладов, отмена соцпакетов и премий.


Ситуация на рынке труда: взгляд россиян
22 Марта 2022
По итогам исследования 8% трудоустроенных россиян считают, что из-за изменившейся социально-экономической ситуации могут потерять работу в ближайший месяц. Больше всего этим обеспокоены жители Москвы (17%), а также самозанятые и фрилансеры (22%). Об этом свидетельствуют результаты Оперативного мониторинга Аналитического центра НАФИ.

Используемые методы