Уровень цифровой грамотности в России и Беларуси

6 Мая 2022

Жители России и Беларуси имеют схожий уровень цифровых компетенций. При этом россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации, а жители Беларуси демонстрируют более развитые навыки поиска информации в интернете. Аналитический центр НАФИ представляет исследование уровня цифровой грамотности населения двух стран, проведенное с помощью платформы «Цифровой гражданин»*.

Общий индекс цифровой грамотности в России и Беларуси

Индекс цифровой грамотности отражает уровень умений граждан искать информацию в интернете, оценивать ее достоверность, создавать и редактировать цифровые фотографии, аудио- и видеофайлы, распознавать сетевое мошенничество, следить за безопасностью личных данных и самостоятельно решать проблемы при использовании мобильных приложений и программ на компьютере.

Индекс цифровой грамотности россиян составил 64 пункта, жителей Беларуси – 62 пункта из возможных 100 пунктов.

Сравнение по уровням грамотности: начальный, базовый, продвинутый

В России и Беларуси получена равная доля людей, обладающих начальным уровнем грамотности – по 3%. При этом среди жителей Беларуси больше тех, кто обладает базовым уровнем цифровой грамотности – 73% (в России 70%), а в России – продвинутым – 27% (в Беларуси 24%).

Сравнение компетенций

Россияне активнее используют мобильные устройства для коммуникации (78 п. против 71 п.), лучше разбираются в электронной коммерции, банковских и платежных сервисах (66 п. против 59 п.) и антивирусной защите цифровой техники (77 п. против 69 п.).

Жители Беларуси демонстрируют более высокие навыки поиска информации в интернете (65 п. против 62 п.), работы с документами в мобильных приложениях (70 п. против 66 п.), а также более осознанно относятся к влиянию цифровых устройств на физическое и психологическое здоровье человека (62 п. против 57 п.).

Общие проблемы

Наибольшие затруднения у опрошенных из обеих стран вызывает самостоятельная настройка программного обеспечения на компьютере (обновление операционной системы, установка тех или иных программ), корректная оценка собственных знаний в сфере цифровых технологий и фактчекинг найденной информации в интернете.

Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:

«Представленные результаты тестирования показывают, что во многом проблемы в области цифровой грамотности для жителей постсоветского пространства являются общими. Важно мотивировать людей на улучшение цифровых компетенций, предоставляя им возможности комплексного обучения по всем сферам, составляющим цифровую грамотность. Особенно важно повышение знаний, навыков и установок в сфере кибербезопасности, от которых напрямую зависит благополучие каждого человека, его личная безопасность. Кибермошенники постоянно изобретают новые способы атак, и каждый должен научиться им противостоять. Напомним, что по результатам нашего недавнего исследования, 57% россиян испытывают недостаток знаний о том, как лучше защититься от цифровых угроз. Однако, чтобы повышать цифровые компетенции, надо сначала оценить их актуальный уровень – в этом поможет тестирование на платформе НАФИ «Цифровой гражданин».

Больший интерес к оценке собственного уровня цифровой грамотности проявляют женщины. И в России, и в Беларуси, доля женщин, которые зарегистрировались на платформе «Цифровой гражданин» и прошли тестирование для оценки своего уровня цифровой грамотности, почти вдвое превысила долю мужчин (62% и 38% соответственно).

Подобную ситуацию мы наблюдаем в течение последних полутора лет. На нашей платформе «Цифровой гражданин» активнее регистрируются и проходят тестирование именно женщины. Они чаще выступают «двигателями цифровизации» в своих организациях, активно стараются развивать цифровые компетенции, являются слушателями соответствующих курсов».


*Исследование проведено по методологии DigСomp. Подход DigComp разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде. Данные собраны в январе 2022 года с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Опрошено 1600 человек в России и 500 человек в Беларуси.
Тип публикации: Результаты опросов
Скачать полное исследование
«Уровень цифровой грамотности в России и Беларуси»

Похожие публикации

Спецпроект «Имидж IT-профессий в глазах россиян»
28 Ноября 2022

Спецпроект «Имидж IT-профессий в глазах россиян» – это масштабное социологическое исследование в сфере цифровой экономики

Взгляд россиян на рынок труда: потеря работы маловероятна, но возможность найти новую работу вызывает сомнения
22 Ноября 2022

Ситуация на рынке труда за последние полгода претерпела несколько волн изменений. Доля работающих россиян, которые переживают за свое трудоустройство, возрастала на период весны и лета, но к осени стабилизировалась. Однако осенью вновь выросла доля россиян, которые волнуются, что в случае потери работы новое место с сопоставимыми условиями по оплате труда им будет найти трудно (43% в октябре против летнего уровня в 37%). Таковы результаты оперативного социально-экономического мониторинга Аналитического центра НАФИ[1].






Портрет современного вожатого
7 Октября 2022

После отдыха в лагере дети вспоминают не только мероприятия, но и своего отрядного вожатого – его поступки, поддержку, отношение к ним и его образ в целом. Для кого-то этот человек становится примером для подражания, ориентиром, наставником, помогает проявить себя. А кого-то он даже мотивирует идти в вожатскую профессию.

Исследование НАФИ и ВШЭ: рынок труда показал готовность к пандемии
30 Сентября 2022

Российские компании довольно активно принимали новых сотрудников в пандемийные годы. В 2020 году открыты для трудоустройства были 60% предприятий, в 2021 году – 66%. Более половины компаний не сталкивались с трудностями в поиске кадров. Те же, у кого были проблемы, чаще всего говорили о том, что претенденты не обладают достаточным объемом навыков.

Используемые методы