Готовы учиться: россияне хотят узнавать новое о цифровой сфере

12 Декабря 2019

Россияне готовы к прохождению дополнительного обучения и заинтересованы в том, чтобы узнать больше о цифровой среде и современных технологиях. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения россиян к дополнительному образованию в сфере информационных технологий, которое Аналитический центр НАФИ и Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан провели в рамках реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»*.

Большинство россиян готовы к прохождению дополнительного обучения: необходимость учиться на протяжении всей жизни, а не только в молодости, признают 90% опрошенных. При этом реальный опыт дополнительного обучения имеет только каждый пятый (21%).

Цифровая среда и информационные технологии – актуальная сфера обучения для многих россиян. Дополнительное образование по теме информационных технологий с целью повышения цифровой грамотности** интересует половину (50%) опрошенных, чаще это молодежь в возрасте до 24 лет (64%). Больше всего россияне хотели бы повысить уровень своих знаний в таких областях, как решение технических проблем с устройствами и программами (38%), поиск нужной информации в цифровой сфере (37%), информационная безопасность (37%), работа с файлами и программами (35%).

Россияне разделились в самооценке своего уровня цифровой грамотности. Более половины (52%) оценили свой уровень цифровой грамотности как средний, треть – как низкий, каждый десятый (9%) – как высокий. Чаще всего учиться хотят россияне со средним уровнем самооценки цифровой грамотности.

Россияне заинтересованы в дистанционных образовательных программах в цифровой сфере: большинство тех, кто хотел бы улучшить знания и навыки в сфере информационных технологий, заинтересованы в бесплатном дистанционном обучении по этой теме (75%). При этом бесплатное тестирование уровня цифровой грамотности интересно только каждому четвёртому респонденту (28%), в то время как большинство (70%) не заинтересованы в такой возможности.

При этом россияне воспринимают дистанционный формат обучения неоднозначно. 54% россиян относятся к дистанционному обучению положительно, 36% – отрицательно. Основным недостатком видят отсутствие личного контакта студента и преподавателя. Кроме того, такой тип обучения считают менее эффективным (12%), неудобным (8%), смущает недостаток контроля и мотивации студента (7%).

Приверженность традиционному формату образования сказывается на интересе к различным видам дистанционного обучения. Почти половина опрошенных (42%) выбрали бы наиболее приближенные к традиционным видеоуроки с лектором. Однако также интересны и новые приемы: интерактивные практические задания и игры (30%), видеоролики (28%). Менее популярны тексты с иллюстрациями и аудиосопровождением (20%), видеокомментарии экспертов по теме лекции (18%). Наименее интересны мультипликационные видео (9%).

Большинство россиян имеют устройства, которые позволяют проходить дистанционное обучение. Техническая оснащенность россиян находится на достаточно высоком уровне: только 22% опрошенных не имеют устройств, позволяющих проходить дистанционное обучение (компьютера, ноутбука или планшета). Более двух третей опрошенных (68%) выходят в сеть ежедневно, еще 9% – несколько раз в неделю.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ:

В нашей стране с начала 2019 года развивается национальный проект «Цифровая экономика». Одной из задач проекта является подготовка квалифицированного человеческого капитала, который должен обладать высоким уровнем цифровых компетенций. По результатам исследований Аналитического центра НАФИ, с одной стороны, уровень цифровой грамотности растет (в 2019 году составил 62 п.п. из 100 возможных), с другой стороны, работающие россияне осознают риск возможной потери работы из-за высоких темпов развития цифровых технологий и недостатка знаний в этой сфере. Это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшем будущем цифровое обучение будет очень востребовано, и формат его реализации в виде бесплатных дистанционных курсов будет пользоваться популярностью.

Бесплатные дистанционные курсы способны привлечь большое число желающих, учитывая достаточно высокий уровень технической оснащенности россиян и позитивное отношение к повышению уровня цифровой грамотности.

Наиболее высоким потенциалом обладает возрастная группа 45 лет и старше, жители средних и малых городов и сел. Однако следует учитывать, что недостаточный уровень доступа к интернету может затруднить посещение дистанционных курсов для данных категорий граждан. Возможным решением может стать прохождение дистанционного курса на основе технической базы центров занятости или досуговых центров».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«За последние 3 года проходили ли Вы лично дополнительное обучение? Неважно, было ли оно связано с Вашей профессией или нет. Пожалуйста, обратите внимание, что вопрос именно о дополнительном обучении – не учитывайте при ответе получение основного образования (в школе, вузе, техникуме)», в % среди всех опрошенных 

   
Да, проходили 21
Нет, не проходили 79



*Всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Бумеры против зумеров: оценка цифровых компетенций поколений
15 Июня 2020

Представители поколений «беби-бумеров» (старше 56 лет), поколений X/Y (25-55 лет) и поколения Z (т.н. «зумеры», 24 года и младше) прошли тестирование уровня цифровой грамотности на портале «Цифровой гражданин» it-gramota.ru. Результаты исследования показывают, что различия в уровне цифровой грамотности между поколениями велики, однако пробелы в цифровых знаниях и навыках для всех поколений одинаковы. Это говорит о том, что освоение цифровых компетенций носит стихийный характер. Аналитический центр НАФИ представляет результаты тестирования уровня цифровой грамотности среди различных поколений россиян.


Тестирование цифровой грамотности для всех желающих. Итоги первого месяца работы портала «Цифровой гражданин»
12 Мая 2020

За месяц более 1000 человек прошли бесплатное тестирование на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru), чтобы определить свой уровень цифровой грамотности. Интерес к тестированию в основном проявили пользователи, которые уже обладают хорошими знаниями и навыками в цифровой среде. Доля людей с высоким уровнем цифровой грамотности среди прошедших тестирование – 85%, среди россиян в целом – 27%. Задача на ближайшие месяцы – привлечь к тестированию внимание пользователей и сотрудников организаций, которые могут отставать по знаниям и навыкам в сфере «цифры».





Мастер своего дела: какими качествами должен обладать современный учитель
30 Апреля 2020

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.


Цифровая грамотность россиян: исследование 2020
10 Апреля 2020
Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. 

Используемые методы