Готовы учиться: россияне хотят узнавать новое о цифровой сфере

12 Декабря 2019

Россияне готовы к прохождению дополнительного обучения и заинтересованы в том, чтобы узнать больше о цифровой среде и современных технологиях. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения россиян к дополнительному образованию в сфере информационных технологий, которое Аналитический центр НАФИ и Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан провели в рамках реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»*.

Большинство россиян готовы к прохождению дополнительного обучения: необходимость учиться на протяжении всей жизни, а не только в молодости, признают 90% опрошенных. При этом реальный опыт дополнительного обучения имеет только каждый пятый (21%).

Цифровая среда и информационные технологии – актуальная сфера обучения для многих россиян. Дополнительное образование по теме информационных технологий с целью повышения цифровой грамотности** интересует половину (50%) опрошенных, чаще это молодежь в возрасте до 24 лет (64%). Больше всего россияне хотели бы повысить уровень своих знаний в таких областях, как решение технических проблем с устройствами и программами (38%), поиск нужной информации в цифровой сфере (37%), информационная безопасность (37%), работа с файлами и программами (35%).

Россияне разделились в самооценке своего уровня цифровой грамотности. Более половины (52%) оценили свой уровень цифровой грамотности как средний, треть – как низкий, каждый десятый (9%) – как высокий. Чаще всего учиться хотят россияне со средним уровнем самооценки цифровой грамотности.

Россияне заинтересованы в дистанционных образовательных программах в цифровой сфере: большинство тех, кто хотел бы улучшить знания и навыки в сфере информационных технологий, заинтересованы в бесплатном дистанционном обучении по этой теме (75%). При этом бесплатное тестирование уровня цифровой грамотности интересно только каждому четвёртому респонденту (28%), в то время как большинство (70%) не заинтересованы в такой возможности.

При этом россияне воспринимают дистанционный формат обучения неоднозначно. 54% россиян относятся к дистанционному обучению положительно, 36% – отрицательно. Основным недостатком видят отсутствие личного контакта студента и преподавателя. Кроме того, такой тип обучения считают менее эффективным (12%), неудобным (8%), смущает недостаток контроля и мотивации студента (7%).

Приверженность традиционному формату образования сказывается на интересе к различным видам дистанционного обучения. Почти половина опрошенных (42%) выбрали бы наиболее приближенные к традиционным видеоуроки с лектором. Однако также интересны и новые приемы: интерактивные практические задания и игры (30%), видеоролики (28%). Менее популярны тексты с иллюстрациями и аудиосопровождением (20%), видеокомментарии экспертов по теме лекции (18%). Наименее интересны мультипликационные видео (9%).

Большинство россиян имеют устройства, которые позволяют проходить дистанционное обучение. Техническая оснащенность россиян находится на достаточно высоком уровне: только 22% опрошенных не имеют устройств, позволяющих проходить дистанционное обучение (компьютера, ноутбука или планшета). Более двух третей опрошенных (68%) выходят в сеть ежедневно, еще 9% – несколько раз в неделю.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ:

В нашей стране с начала 2019 года развивается национальный проект «Цифровая экономика». Одной из задач проекта является подготовка квалифицированного человеческого капитала, который должен обладать высоким уровнем цифровых компетенций. По результатам исследований Аналитического центра НАФИ, с одной стороны, уровень цифровой грамотности растет (в 2019 году составил 62 п.п. из 100 возможных), с другой стороны, работающие россияне осознают риск возможной потери работы из-за высоких темпов развития цифровых технологий и недостатка знаний в этой сфере. Это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшем будущем цифровое обучение будет очень востребовано, и формат его реализации в виде бесплатных дистанционных курсов будет пользоваться популярностью.

Бесплатные дистанционные курсы способны привлечь большое число желающих, учитывая достаточно высокий уровень технической оснащенности россиян и позитивное отношение к повышению уровня цифровой грамотности.

Наиболее высоким потенциалом обладает возрастная группа 45 лет и старше, жители средних и малых городов и сел. Однако следует учитывать, что недостаточный уровень доступа к интернету может затруднить посещение дистанционных курсов для данных категорий граждан. Возможным решением может стать прохождение дистанционного курса на основе технической базы центров занятости или досуговых центров».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«За последние 3 года проходили ли Вы лично дополнительное обучение? Неважно, было ли оно связано с Вашей профессией или нет. Пожалуйста, обратите внимание, что вопрос именно о дополнительном обучении – не учитывайте при ответе получение основного образования (в школе, вузе, техникуме)», в % среди всех опрошенных 

   
Да, проходили 21
Нет, не проходили 79



*Всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
** Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Цифровое наставничество: молодежь активно помогает пожилым
1 Декабря 2022
Большинство (89%) молодых россиян помогают своим родителям, бабушкам и дедушкам в вопросах настройки и использования гаджетов, компьютера и интернета. Чаще всего (60%) юноши и девушки испытывают внутреннее чувство удовлетворения от оказываемой помощи.
Спецпроект «Имидж IT-профессий в глазах россиян»
28 Ноября 2022

Спецпроект «Имидж IT-профессий в глазах россиян» – это масштабное социологическое исследование в сфере цифровой экономики

Банк «Открытие»: интерес малого бизнеса к цифровизации и удаленной работе резко вырос в 2022 году
10 Ноября 2022
Индекс цифровизации малого бизнеса продолжает расти и осенью 2022 года составил 52 п.п. Индекс находится в позитивной зоне за счет роста внимания компаний к информационной безопасности и киберграмотности сотрудников, использования гибридного формата работы и импортозамещения программного обеспечения.
Как россияне оценивают качество сотовой связи и мобильного интернета
6 Октября 2022

Сотовая связь и мобильный интернет стали неотъемлемыми атрибутами жизни современного человека, подавляющее большинство россиян пользуются ими как в квартирах, так и во время поездок по стране.


Используемые методы