У успеха – не женское лицо. Большинство известных россиян – мужчины

31 Августа 2020

Образ успешного человека в различных сферах деятельности у россиян прочно ассоциируется с мужчинами – таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google*. Большую роль в преодолении стереотипов играет репрезентация персон в общественном пространстве — например, представление образов успешных мужчин и женщин в СМИ.

83% названных россиянами в ходе опроса успешных современников – мужчины и только 17% – женщины**. Несмотря на то, что женщины втрое чаще мужчин называли имена успешных публичных фигур женского пола, доля успешных людей-мужчин превалировала и в их ответах (подробнее – в таблицах 2 и 3).

Подростки в возрасте от 14 до 17 лет также в первую очередь вспоминали успешных людей-мужчин; доля женщин – 18% (результат сравним со средним значением по всем возрастным группам – 17%). Это свидетельствует о том, что большинство успешных образов людей, которые видят подростки в публичном пространстве – мужчины, а стереотипы воспроизводятся и живут в молодом поколении.

Мужские образы преобладают во всех сферах деятельности. Особенно широко они представлены в бизнесе (99% названных имен), цифровой экономике (99%) и политике (96%). Успешных женщин называли чаще, когда речь шла о шоу-бизнесе (33%), блогосфере (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — но и в этих областях очевиден дисбаланс в пользу мужчин. При этом в целом большинство успешных людей, чьи имена были озвучены респондентами, заняты в политике (39%) или в шоу-бизнесе (38%).

Более четверти (27%) россиян считают политику «не женским делом», причем мужчины разделяют эту точку зрения чаще женщин (33% против 22%), а юноши – почти в 2 раза чаще, чем девушки (26% и 14% соответственно). Большинство родителей также рекомендуют выбирать госслужбу чаще именно сыновьям.

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«В борьбе со стереотипами в отношении женщин важно пытаться изменить установки самих женщин: многие сами готовы находиться в той роли, которая навязывается им стереотипами.

Сегодняшнее молодое поколение смотрит на мир уже по-другому. Например, большинство девушек не согласны с утверждением, что политика – это не женское дело. Работа со стереотипами на всех уровнях, развитие эффективных социальных лифтов поспособствует тому, чтобы через несколько лет в политику пришла молодая смена, в которой женщин будет больше».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Успешные люди, названные респондентами», в % от всех опрошенных

  %
Успешные мужчины 83
Успешные женщины   17


 

*Исследование проводилось в 2019 году, выборка составила 1811 респондентов. В опросе приняли участие жители 8 федеральных округов, 46 регионов и 150 населенных пунктов России в возрасте от 14 лет. Исследование реализовано Аналитическим центром НАФИ при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google. Подробнее: Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике. Спецпроект
https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/stereotipy-v-otnoshenii-zhenshchin-i-ikh-posledstviya/
**Всего был дан 4351 ответ,
можно было назвать несколько имен успешных современников
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Большинство российских мужчин считают, что обладают качествами «настоящего мужчины»
19 Ноября 2020

В преддверии Международного мужского дня Аналитический центр НАФИ провел всероссийское исследование, чтобы изучить отношение к образу «настоящего мужчины». По мнению российских мужчин, мужественность и ответственность – главные черты, которые должны быть у «настоящего мужчины», и большинство мужчин считают, что обладают этими качествами.


«Ваше мнение очень важно для нас»: россияне интересуются результатами опросов, но не доверяют им
12 Ноября 2020

Почти две трети россиян интересуются результатами опросов, публикуемыми СМИ. Однако 71% не доверяют им в полной мере. На уровень доверия влияют репутация компании, которая проводила опрос, и формулировки заданных вопросов. Аналитический центр НАФИ представляет результаты исследования ко Дню социолога.


Женское дело: мужчины в России не хотят брать декретный отпуск
30 Октября 2020

Большинство российских мужчин считают, что ухаживать за ребенком и выполнять домашние обязанности должны оба супруга, но оформлять декретный отпуск следует женщине.

Большинство россиян не занимаются спортом, но довольны своей физической формой
20 Октября 2020

Большинство россиян довольны своими здоровьем и физической формой, при этом только каждый четвертый занимался каким-либо видом спорта за последний месяц.

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.