У успеха – не женское лицо. Большинство известных россиян – мужчины

31 Августа 2020

Образ успешного человека в различных сферах деятельности у россиян прочно ассоциируется с мужчинами – таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google*. Большую роль в преодолении стереотипов играет репрезентация персон в общественном пространстве — например, представление образов успешных мужчин и женщин в СМИ.

83% названных россиянами в ходе опроса успешных современников – мужчины и только 17% – женщины**. Несмотря на то, что женщины втрое чаще мужчин называли имена успешных публичных фигур женского пола, доля успешных людей-мужчин превалировала и в их ответах (подробнее – в таблицах 2 и 3).

Подростки в возрасте от 14 до 17 лет также в первую очередь вспоминали успешных людей-мужчин; доля женщин – 18% (результат сравним со средним значением по всем возрастным группам – 17%). Это свидетельствует о том, что большинство успешных образов людей, которые видят подростки в публичном пространстве – мужчины, а стереотипы воспроизводятся и живут в молодом поколении.

Мужские образы преобладают во всех сферах деятельности. Особенно широко они представлены в бизнесе (99% названных имен), цифровой экономике (99%) и политике (96%). Успешных женщин называли чаще, когда речь шла о шоу-бизнесе (33%), блогосфере (32%), искусстве (19%), журналистике (18%) и спорте (15%) — но и в этих областях очевиден дисбаланс в пользу мужчин. При этом в целом большинство успешных людей, чьи имена были озвучены респондентами, заняты в политике (39%) или в шоу-бизнесе (38%).

Более четверти (27%) россиян считают политику «не женским делом», причем мужчины разделяют эту точку зрения чаще женщин (33% против 22%), а юноши – почти в 2 раза чаще, чем девушки (26% и 14% соответственно). Большинство родителей также рекомендуют выбирать госслужбу чаще именно сыновьям.

Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ:

«В борьбе со стереотипами в отношении женщин важно пытаться изменить установки самих женщин: многие сами готовы находиться в той роли, которая навязывается им стереотипами.

Сегодняшнее молодое поколение смотрит на мир уже по-другому. Например, большинство девушек не согласны с утверждением, что политика – это не женское дело. Работа со стереотипами на всех уровнях, развитие эффективных социальных лифтов поспособствует тому, чтобы через несколько лет в политику пришла молодая смена, в которой женщин будет больше».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Успешные люди, названные респондентами», в % от всех опрошенных

  %
Успешные мужчины 83
Успешные женщины   17


 

*Исследование проводилось в 2019 году, выборка составила 1811 респондентов. В опросе приняли участие жители 8 федеральных округов, 46 регионов и 150 населенных пунктов России в возрасте от 14 лет. Исследование реализовано Аналитическим центром НАФИ при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ и компании Google. Подробнее: Стереотипы в отношении женщин и их последствия. На пути к равным возможностям в цифровой экономике. Спецпроект
https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/stereotipy-v-otnoshenii-zhenshchin-i-ikh-posledstviya/
**Всего был дан 4351 ответ,
можно было назвать несколько имен успешных современников
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Нет «большой перезагрузке»: 82% россиян хотят вернуться к привычному образу жизни после пандемии
23 Сентября 2020

Россияне активно пользуются цифровыми продуктами и услугами, к которым привыкли во время пандемии, но после снятия всех ограничений хотят вернуться к прежнему образу жизни. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ и Аналитического центра НАФИ.


Более половины россиян пользовались госуслугами онлайн во время пандемии
18 Сентября 2020

Более половины россиян во время пандемии пользовались государственными электронными сервисами (такими как gosuslugi.ru, mos.ru и др.) для получения государственных услуг онлайн. Большинство россиян считают, что подобные сервисы делают процесс получения госуслуг более простым и удобным.

Эксперт: стереотипы препятствуют реализации женщин в цифровой сфере
4 Августа 2020

В обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере информационных технологий и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины. Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. 


Более половины россиян с низким доходом готовы заключить социальный контракт с государством
28 Июля 2020

53% россиян с низким уровнем дохода готовы заключить социальный контракт с государством. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного при поддержке Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации.