-
Родившиеся в эпоху цифровизации люди не обладают развитыми цифровыми навыками «по умолчанию».
-
До 37% россиян подвержены боязни новых технологий.
- Развитые цифровые навыки существенно помогают при переходе специалистов в смежные профессиональные области и в целом повышают их конкурентоспособность на рынке труда.
Любая работа по повышению цифровой грамотности начинается с оценки ее уровня. На вебинаре НАФИ «Подходы к оценке цифровой грамотности. Опыт России и Евросоюза», который прошел 21 июля, эксперты обсудили, как происходит оценка цифровых компетенций по методологии DigComp в Европе и России, представили результаты последних исследований, сделали прогнозы по влиянию цифровизации на рынок труда. К вебинару подключились более 100 слушателей, спикерам активно задавали вопросы.
Руководитель группы Европейской комиссии по разработке рамки DigComp Ив Пуни (Yves Punie) рассказал о том, как методология по оценке уровня цифровой грамотности эволюционировала и дополнялась на протяжении нескольких лет, прежде чем обрела нынешнюю форму.
Эксперт опроверг расхожее мнение, что родившиеся в эпоху цифровизации люди по умолчанию обладают развитыми цифровыми компетенциями. Проблема недостаточного уровня цифровой грамотности, по его словам, актуальна даже для стран с развитой цифровой экономикой. Так, в странах ЕС 35% трудоспособного населения не обладают достаточными цифровыми навыками – и, как результат, почти половина из них (42%) – безработные.
Ив Пуни подчеркнул важность целенаправленной работы по оценке и повышению уровня цифровой грамотности различных групп населения и рассказал, какие сейчас в этом контексте реализуются проекты.
Завершая свое выступление, Ив Пуни отметил, что у методологии DigComp большой адаптивный потенциал. Это касается не только ее применения в разных странах, но и адаптации для работы с различными группами населения. Проекты на основе рамки DigComp будут активно развиваться, охватывая все новые социальные группы, а сама рамка будет уточняться и наполняться более детальным содержанием с учетом специфики каждой из групп.
Заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ и руководитель проекта по оценке цифровых компетенций «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru) Тимур Аймалетдинов рассказал о том, как методология DigComp была адаптирована к российским реалиям – к запросу в отношении цифровых компетенций, который сегодня существует в российском обществе, к уровню технологической оснащенности и цифровой инфраструктуре страны*. Базовый принцип адаптации рамки компетенций DigComp к использованию в России – локализация. Чем больше цифровая система или сервис распространены в России – тем больше вопросов по ним в тесте. Так, много вопросов в тесте посвящены операционной системе Windows, мобильной платформе Android, поисковым системам Google и Yandex, государственным электронным сервисам (gosuslugi.ru и др.). Эксперт рассказал о том, что набор вопросов теста регулярно обновляется, так как во всем мире и в России постоянно появляются новые цифровые сервисы и продукты.
В завершение Тимур Аймалетдинов подчеркнул, что самый важный принцип, на котором должны основываться любые проекты по оценке и повышению цифровой грамотности, – это гуманизация. Важно помнить, что не человек существует для цифровых технологий, а цифровые технологии направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, проще, эффективнее.
Директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова поделилась результатами новейшего исследования уровня цифровой грамотности россиян**.
Одно из препятствий для повышения цифровой грамотности людей – их внутренние негативные установки, такие как неприятие новых технологий или непонимание того, зачем нужно развивать цифровые навыки. Так, до 37% россиян подвержены технофобии (боязни технологий). Чаще всего к ним относятся люди старше 60 лет, с низким уровнем образования и дохода, безработные и сельские жители. Эти же группы населения являются «уязвимыми» по показателю уровня цифровой грамотности. Низким уровнем цифровой грамотности обладают 73% россиян.
Людмила Спиридонова рассказала, как уровень цифровых компетенций влияет на конкурентоспособность людей на рынке труда, а также подчеркнула, что на разрывы в развитости цифровых компетенций, например, между мужчинами и женщинами, влияют существующие в обществе стереотипы***. Так, родители в 3 раза реже рекомендуют строить карьеру в IT-сфере своим дочерям, чем сыновьям, и в целом часто считают сферы, связанные с цифровыми технологиями, «не женским делом». В результате уже к подростковому возрасту между юношами и девушками намечается разрыв в уровне цифровой грамотности, который в дальнейшем приводит к меньшей конкурентоспособности многих женщин на рынке труда.
Начальник отдела профориентации и оценки личных компетенций граждан Центра занятости населения города Москвы «Моя работа» Ольга Софьина в своем выступлении выделила три важнейшие цифровые компетенции соискателей, востребованные сейчас работодателями. К ним относятся цифровое мышление, под которым подразумевается активное внедрение и использование цифровых технологий в работе, способность легко и быстро адаптироваться к изменениям, в том числе, таким, как цифровизация бизнес-процессов, а также социальная смелость как способность уверенно взаимодействовать с абсолютно разными людьми, в том числе, с использованием цифровых технологий. Эксперт отметила, что цифровые компетенции соискателей становятся принципиально важными при смене ими сферы деятельности, например, при переходе в смежную профессиональную область, а также указала на корреляцию между цифровой грамотностью соискателей и тем уровнем оплаты труда, на который они могут претендовать.