Цифровое будущее образования: как российские педагоги интегрируют технологии в учебный процесс?

26 Сентября 2019
Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе (весна-лето 2019)

Российские педагоги хорошо разбираются в цифровых технологиях в целом, но в деле использования их в образовательном процессе педагогам еще есть чему учиться. Об этом говорят результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов»*, реализованного Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года. В рамках исследования сначала замерялся уровень цифровой грамотности российских учителей школ и преподавателей вузов, а затем – уровень применения ими информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (далее – ИКТ-компетентность).

Хотя педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (он составляет 87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов, что на 34-35 п.п. превышает среднероссийский показатель), они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности. Из возможных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов. При этом, чем более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности отмечали учителя и преподаватели, тем более высокий балл набирали.

Результаты исследования показали разницу в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Школьные учителя чаще обмениваются информацией с коллегами из других школ с помощью цифровой коммуникации, чаще повышают уровень своей квалификации посредством онлайн-обучения, более ответственно относятся к безопасности применения технологий в образовательном процессе. Также они более нацелены на выявление индивидуальных особенностей и потребностей учеников посредством анализа цифровых данных.

Преподаватели вузов лучше справляются с внесением изменений в существующие цифровые учебные материалы и ресурсы. Они чаще организуют учащихся в рабочие группы для ведения проектной деятельности с помощью цифровых сервисов, таких как совместные документы и облачные сервера. Кроме того, преподаватели высшей школы активно используют различные цифровые технологии для того, чтобы обеспечить своих студентов обратной связью об их успеваемости.

Данные спецпроекта помогают выявить, какие ИКТ-компетенции у педагогов нужно развивать в первую очередь. Среди таких компетенций оказались:

  • цифровое общение с учащимися и коллегами;

  • обмен и создание материалов с коллегами-преподавателями в облачных системах;

  • использование компьютера для создания новых учебных материалов и адаптации имеющихся;

  • углубление знаний о способах защиты информации;

  • оценка достоверности информации и выявление ложных или предвзятых сведений;

  • безопасное и ответственное использование цифровых технологий;

  • творческое использование цифровых технологий для решения учебных задач;

  • использование цифровых технологий в учебном процессе и отслеживание онлайн-активности учащихся;

  • использование цифровых инструментов для оценки и отслеживания прогресса учащихся и понимания необходимости их дополнительной поддержки.

Для того, чтобы учителя школ и преподаватели вузов чаще и осмысленнее применяли цифровые технологии в учебном процессе, мало одного личного интереса и стремления к саморазвитию с их стороны. Необходимо также проведение обучающих семинаров и встреч с экспертами в учебных заведениях. Кроме того, ситуация могла бы улучшиться, если бы в сфере образования были приняты стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ‑компетентности педагогов.

Педагоги могут самостоятельно оценить свою ИКТ-компетентность, пройдя тест на сайте Европейской комиссии. После прохождения теста каждый участник может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций и получить индивидуальную стратегию их повышения.

Тест на ИКТ-компетентность педагогов

Для школьных учителей
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU
Для преподавателей вузов
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-H-RU


Методология

Для вычисления индекса ИКТ-компетентности измерялись 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков**.

Блок 1 – «Профессиональные обязанности» – включает в себя такие компетенции, как использование средств цифровой коммуникации для общения с коллегами и учащимися и налаживания профессионального сотрудничества, рефлексивная практика (обсуждение с коллегами того, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса) и непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий.

Блок 2 – «Цифровые ресурсы» – оценивает умение педагогов отбирать образовательные ресурсы, создавать новые цифровые материалы и обмениваться ими, пользоваться цифровым контентом, не нарушая авторских прав и защищая личные данные.

Блок 3 – «Преподавание и учеба» – посвящен таким педагогическим навыкам, как использование цифровых технологий на пользу учащимся, в частности в целях внедрения инновационных подходов к обучению; организация учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся регулярно пользовались цифровыми инструментами при создании совместных учебных проектов.

Компетенции блока 4 – «Оценка учащихся» – это использование педагогом цифровых технологий для мониторинга прогресса учащихся и анализ данных, помогающих выявить тех учеников и студентов, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Также к этому блоку относится готовность пользоваться цифровыми инструментами для получения обратной связи от учащихся.

Блок 5 – «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе» – объединяет компетенции, связанные с активным вовлечением учащихся в учебный процесс и управление им.

Блок 6 – «Развитие цифровой компетенции учащихся» – проверяет готовность педагога прививать учащимся информационную грамотность, создавать совместно с ними цифровой контент, учить их ответственному использованию цифровых технологий.


Сравнение уровня готовности учителей школ и преподавателей вузов к использованию цифровых технологий в учебном процессе, ТОР-2, в %

ИКТ-компетенции по блокам Учителя школ Преподаватели вузов
Профессиональные обязанности  
Регулярное цифровое общение с коллегами и учащимися   21 27
Профессиональное сотрудничество посредством цифровых технологий 41 30
Рефлексивная практика (самоанализ) 35 31
Непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий 59 41
Цифровые ресурсы
Отбор цифровых ресурсов 41 44
Создание и модификация (адаптация) цифровых ресурсов 36 42
Управление, защита и обмен цифровыми ресурсами 26 23
Преподавание и учеба
Преподавание 33 31
Руководство учебным процессом 26 23
Совместное (коллективное) обучение 27 33
Саморегулируемое обучение 30 32
Оценка учащихся
Стратегия оценивания 33 32
Анализ документов 38 30
Обратная связь и планирование 41 48
Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе
Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д.) 44 37
Дифференциация и персонализация 52 35
Вовлечение учащихся в активную деятельность  48 43
Развитие цифровой грамотности
Информационная грамотность 40 39
Общение и совместная работа в цифровой среде 52 50
Создание цифрового контента 48 51
Ответственное использование цифровых технологий 39 27
Решение проблем с помощью цифровых технологий  39 35
* В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ. Метод сбора данных – онлайн-опрос учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы.
** При этом использовалась Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu), созданная межстрановой экспертной группой Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов (при участии Аналитического центра НАФИ со стороны Российской Федерации) в 2018 году.

Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Российский бизнес сталкивается с вызовами в сфере информационной безопасности, но недооценивает вероятность хакерских атак
30 Июня 2022

Половина предпринимателей (53%) сообщили, что за последний месяц сталкивались с проблемами в области информационной безопасности в своих компаниях – сбоями оборудования, вирусами, мошенническими схемами. При этом 68% предпринимателей считают хакерские атаки на их компании маловероятными. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с компанией «Киберпротект».



 



Треть российских компаний решили перевести свои бизнес-процессы полностью на отечественные ИТ-продукты
24 Июня 2022

Треть российских компаний (33%) уже начали или планируют в ближайшее время переводить свои бизнес-процессы на отечественные ИТ-решения. По мнению предпринимателей, использовать зарубежное ПО небезопасно: одни продукты невозможно оплатить, а стоимость других в последнее время выросла. 




Фейки, игры и запрещенный контент: россияне перечислили угрозы детям в интернете
1 Июня 2022

Большинство россиян (77%) считают, что в современной школе был бы полезен курс цифровой грамотности, который помог бы защитить подрастающее поколение от угроз в интернете и научил бы детей распознавать фейки, избегать насилия и агрессии в цифровой среде.

Россияне ищут замену ушедшим сервисам бесконтактной оплаты со смартфона
26 Мая 2022

В качестве альтернативы переставшим работать в России сервисам бесконтактной оплаты владельцы смартфонов чаще всего используют банковские карты. При этом само наличие возможности бесконтактной оплаты с помощью мобильных устройств важно для половины россиян. 

Используемые методы