Цифровое будущее образования: как российские педагоги интегрируют технологии в учебный процесс?

26 Сентября 2019
Цифровая грамотность российских педагогов
Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе

Российские педагоги хорошо разбираются в цифровых технологиях в целом, но в деле использования их в образовательном процессе педагогам еще есть чему учиться. Об этом говорят результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов»*, реализованного Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года. В рамках исследования сначала замерялся уровень цифровой грамотности российских учителей школ и преподавателей вузов, а затем – уровень применения ими информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (далее – ИКТ-компетентность).

Хотя педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (он составляет 87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов, что на 34-35 п.п. превышает среднероссийский показатель), они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности. Из возможных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов. При этом, чем более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности отмечали учителя и преподаватели, тем более высокий балл набирали.

Результаты исследования показали разницу в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Школьные учителя чаще обмениваются информацией с коллегами из других школ с помощью цифровой коммуникации, чаще повышают уровень своей квалификации посредством онлайн-обучения, более ответственно относятся к безопасности применения технологий в образовательном процессе. Также они более нацелены на выявление индивидуальных особенностей и потребностей учеников посредством анализа цифровых данных.

Преподаватели вузов лучше справляются с внесением изменений в существующие цифровые учебные материалы и ресурсы. Они чаще организуют учащихся в рабочие группы для ведения проектной деятельности с помощью цифровых сервисов, таких как совместные документы и облачные сервера. Кроме того, преподаватели высшей школы активно используют различные цифровые технологии для того, чтобы обеспечить своих студентов обратной связью об их успеваемости.

Данные спецпроекта помогают выявить, какие ИКТ-компетенции у педагогов нужно развивать в первую очередь. Среди таких компетенций оказались:

  • цифровое общение с учащимися и коллегами;

  • обмен и создание материалов с коллегами-преподавателями в облачных системах;

  • использование компьютера для создания новых учебных материалов и адаптации имеющихся;

  • углубление знаний о способах защиты информации;

  • оценка достоверности информации и выявление ложных или предвзятых сведений;

  • безопасное и ответственное использование цифровых технологий;

  • творческое использование цифровых технологий для решения учебных задач;

  • использование цифровых технологий в учебном процессе и отслеживание онлайн-активности учащихся;

  • использование цифровых инструментов для оценки и отслеживания прогресса учащихся и понимания необходимости их дополнительной поддержки.

Для того, чтобы учителя школ и преподаватели вузов чаще и осмысленнее применяли цифровые технологии в учебном процессе, мало одного личного интереса и стремления к саморазвитию с их стороны. Необходимо также проведение обучающих семинаров и встреч с экспертами в учебных заведениях. Кроме того, ситуация могла бы улучшиться, если бы в сфере образования были приняты стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ‑компетентности педагогов.

Педагоги могут самостоятельно оценить свою ИКТ-компетентность, пройдя тест на сайте Европейской комиссии. После прохождения теста каждый участник может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций и получить индивидуальную стратегию их повышения.

Тест на ИКТ-компетентность педагогов

Для школьных учителей
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU
Для преподавателей вузов
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-H-RU


Методология

Для вычисления индекса ИКТ-компетентности измерялись 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков**.

Блок 1 – «Профессиональные обязанности» – включает в себя такие компетенции, как использование средств цифровой коммуникации для общения с коллегами и учащимися и налаживания профессионального сотрудничества, рефлексивная практика (обсуждение с коллегами того, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса) и непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий.

Блок 2 – «Цифровые ресурсы» – оценивает умение педагогов отбирать образовательные ресурсы, создавать новые цифровые материалы и обмениваться ими, пользоваться цифровым контентом, не нарушая авторских прав и защищая личные данные.

Блок 3 – «Преподавание и учеба» – посвящен таким педагогическим навыкам, как использование цифровых технологий на пользу учащимся, в частности в целях внедрения инновационных подходов к обучению; организация учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся регулярно пользовались цифровыми инструментами при создании совместных учебных проектов.

Компетенции блока 4 – «Оценка учащихся» – это использование педагогом цифровых технологий для мониторинга прогресса учащихся и анализ данных, помогающих выявить тех учеников и студентов, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Также к этому блоку относится готовность пользоваться цифровыми инструментами для получения обратной связи от учащихся.

Блок 5 – «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе» – объединяет компетенции, связанные с активным вовлечением учащихся в учебный процесс и управление им.

Блок 6 – «Развитие цифровой компетенции учащихся» – проверяет готовность педагога прививать учащимся информационную грамотность, создавать совместно с ними цифровой контент, учить их ответственному использованию цифровых технологий.


Сравнение уровня готовности учителей школ и преподавателей вузов к использованию цифровых технологий в учебном процессе, ТОР-2, в %

ИКТ-компетенции по блокам Учителя школ Преподаватели вузов
Профессиональные обязанности  
Регулярное цифровое общение с коллегами и учащимися   21 27
Профессиональное сотрудничество посредством цифровых технологий 41 30
Рефлексивная практика (самоанализ) 35 31
Непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий 59 41
Цифровые ресурсы
Отбор цифровых ресурсов 41 44
Создание и модификация (адаптация) цифровых ресурсов 36 42
Управление, защита и обмен цифровыми ресурсами 26 23
Преподавание и учеба
Преподавание 33 31
Руководство учебным процессом 26 23
Совместное (коллективное) обучение 27 33
Саморегулируемое обучение 30 32
Оценка учащихся
Стратегия оценивания 33 32
Анализ документов 38 30
Обратная связь и планирование 41 48
Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе
Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д.) 44 37
Дифференциация и персонализация 52 35
Вовлечение учащихся в активную деятельность  48 43
Развитие цифровой грамотности
Информационная грамотность 40 39
Общение и совместная работа в цифровой среде 52 50
Создание цифрового контента 48 51
Ответственное использование цифровых технологий 39 27
Решение проблем с помощью цифровых технологий  39 35
* В исследовании приняли участие 634 преподавателя (высшее образование), а также 555 учителей (общее образование). Результаты исследования были взвешены с целью соблюдения пропорции распределения численности педагогов по федеральным округам России. Максимальная статистическая ошибка результатов исследования составляет ±3,9% для выборки преподавателей вузов и ±4,2% для выборки учителей школ. Метод сбора данных – онлайн-опрос учителей школ и преподавателей вузов по структурированной анкете, включающей закрытые и открытые вопросы.
** При этом использовалась Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu), созданная межстрановой экспертной группой Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов (при участии Аналитического центра НАФИ со стороны Российской Федерации) в 2018 году.

Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Большинство российских компаний готовы к миграции в облако
28 Ноября 2019
77% российского крупного бизнеса готовы к переходу на облачные технологии и 36% подготовились к миграции полностью. Такие данные содержатся в комплексном исследовании «Востребованность облачных технологий в российском бизнесе», впервые проведенном на российском рынке компанией SberCloud и Аналитическим центром НАФИ.
Треть крупных российских компаний используют машинное обучение
26 Ноября 2019
Автоматизация бизнес-процессов получила широкое распространение в крупном бизнесе (80%), и в будущем уровень автоматизации продолжит расти. При этом технологии машинного обучения сейчас используются только на трети предприятий (33%). Машинное обучение уже применяется в государственном управлении, ритейле и торговле, промышленности и энергетике, а медицинские и фармацевтические компании только планируют начать его внедрение. 
Не учи учителя: педагоги разбираются в технологиях лучше учащихся
23 Сентября 2019
Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности – выше, чем у учеников и студентов вузов. Однако учащиеся опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Почти все учителя используют интернет, а 59% активно пользуются соцсетями.
Более трети россиян опасаются развития современных технологий
26 Августа 2019
Аналитический центр НАФИ совместно с организацией «Цифровая экономика» представляют третью часть исследования, посвященного отношению россиян к внедрению новых технологий в повседневную жизнь. Она касается информированности о современных технологиях и интереса к технологическим новинкам, а также ожиданий и опасений относительно последних достижений научно-технического прогресса.

Используемые методы