Российские педагоги хорошо разбираются в цифровых технологиях в целом, но в деле использования их в образовательном процессе педагогам еще есть чему учиться. Об этом говорят результаты исследовательского спецпроекта «Цифровая грамотность педагогов»*, реализованного Аналитическим центром НАФИ весной 2019 года. В рамках исследования сначала замерялся уровень цифровой грамотности российских учителей школ и преподавателей вузов, а затем – уровень применения ими информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности (далее – ИКТ-компетентность).
Хотя педагоги в целом обладают высоким уровнем цифровой грамотности (он составляет 87% среди школьных учителей и 88% среди преподавателей вузов, что на 34-35 п.п. превышает среднероссийский показатель), они демонстрируют среднюю активность в применении цифровых технологий в педагогической деятельности. Из возможных 88 баллов в результате измерения индекса ИКТ-компетентности школьные учителя набрали в среднем 48 баллов, а преподаватели вузов — 45 баллов. При этом, чем более длительный опыт использования цифровых технологий в преподавательской деятельности отмечали учителя и преподаватели, тем более высокий балл набирали.
Результаты исследования показали разницу в ИКТ-компетенциях школьных учителей и преподавателей вузов. Школьные учителя чаще обмениваются информацией с коллегами из других школ с помощью цифровой коммуникации, чаще повышают уровень своей квалификации посредством онлайн-обучения, более ответственно относятся к безопасности применения технологий в образовательном процессе. Также они более нацелены на выявление индивидуальных особенностей и потребностей учеников посредством анализа цифровых данных.
Преподаватели вузов лучше справляются с внесением изменений в существующие цифровые учебные материалы и ресурсы. Они чаще организуют учащихся в рабочие группы для ведения проектной деятельности с помощью цифровых сервисов, таких как совместные документы и облачные сервера. Кроме того, преподаватели высшей школы активно используют различные цифровые технологии для того, чтобы обеспечить своих студентов обратной связью об их успеваемости.
Данные спецпроекта помогают выявить, какие ИКТ-компетенции у педагогов нужно развивать в первую очередь. Среди таких компетенций оказались:
- цифровое общение с учащимися и коллегами;
-
обмен и создание материалов с коллегами-преподавателями в облачных системах;
-
использование компьютера для создания новых учебных материалов и адаптации имеющихся;
-
углубление знаний о способах защиты информации;
-
оценка достоверности информации и выявление ложных или предвзятых сведений;
-
безопасное и ответственное использование цифровых технологий;
-
творческое использование цифровых технологий для решения учебных задач;
-
использование цифровых технологий в учебном процессе и отслеживание онлайн-активности учащихся;
-
использование цифровых инструментов для оценки и отслеживания прогресса учащихся и понимания необходимости их дополнительной поддержки.
Для того, чтобы учителя школ и преподаватели вузов чаще и осмысленнее применяли цифровые технологии в учебном процессе, мало одного личного интереса и стремления к саморазвитию с их стороны. Необходимо также проведение обучающих семинаров и встреч с экспертами в учебных заведениях. Кроме того, ситуация могла бы улучшиться, если бы в сфере образования были приняты стандарты и программы повышения цифровой грамотности и ИКТ‑компетентности педагогов.
Педагоги могут самостоятельно оценить свою ИКТ-компетентность, пройдя тест на сайте Европейской комиссии. После прохождения теста каждый участник может запросить именной сертификат с результатами оценки своих цифровых компетенций и получить индивидуальную стратегию их повышения.
Тест на ИКТ-компетентность педагогов
Для школьных учителей |
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-S-RU |
Для преподавателей вузов |
https://ec.europa.eu/eusurvey/runner/DigCompEdu-H-RU |
Методология
Для вычисления индекса ИКТ-компетентности измерялись 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков**.
Блок 1 – «Профессиональные обязанности» – включает в себя такие компетенции, как использование средств цифровой коммуникации для общения с коллегами и учащимися и налаживания профессионального сотрудничества, рефлексивная практика (обсуждение с коллегами того, как можно использовать цифровые технологии для улучшения учебного процесса) и непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий.
Блок 2 – «Цифровые ресурсы» – оценивает умение педагогов отбирать образовательные ресурсы, создавать новые цифровые материалы и обмениваться ими, пользоваться цифровым контентом, не нарушая авторских прав и защищая личные данные.
Блок 3 – «Преподавание и учеба» – посвящен таким педагогическим навыкам, как использование цифровых технологий на пользу учащимся, в частности в целях внедрения инновационных подходов к обучению; организация учебного процесса таким образом, чтобы учащиеся регулярно пользовались цифровыми инструментами при создании совместных учебных проектов.
Компетенции блока 4 – «Оценка учащихся» – это использование педагогом цифровых технологий для мониторинга прогресса учащихся и анализ данных, помогающих выявить тех учеников и студентов, которые нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Также к этому блоку относится готовность пользоваться цифровыми инструментами для получения обратной связи от учащихся.
Блок 5 – «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе» – объединяет компетенции, связанные с активным вовлечением учащихся в учебный процесс и управление им.
Блок 6 – «Развитие цифровой компетенции учащихся» – проверяет готовность педагога прививать учащимся информационную грамотность, создавать совместно с ними цифровой контент, учить их ответственному использованию цифровых технологий.
Сравнение уровня готовности учителей школ и преподавателей вузов к использованию цифровых технологий в учебном процессе, ТОР-2, в %
ИКТ-компетенции по блокам | Учителя школ | Преподаватели вузов |
Профессиональные обязанности | ||
Регулярное цифровое общение с коллегами и учащимися | 21 | 27 |
Профессиональное сотрудничество посредством цифровых технологий | 41 | 30 |
Рефлексивная практика (самоанализ) | 35 | 31 |
Непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий | 59 | 41 |
Цифровые ресурсы | ||
Отбор цифровых ресурсов | 41 | 44 |
Создание и модификация (адаптация) цифровых ресурсов | 36 | 42 |
Управление, защита и обмен цифровыми ресурсами | 26 | 23 |
Преподавание и учеба | ||
Преподавание | 33 | 31 |
Руководство учебным процессом | 26 | 23 |
Совместное (коллективное) обучение | 27 | 33 |
Саморегулируемое обучение | 30 | 32 |
Оценка учащихся | ||
Стратегия оценивания | 33 | 32 |
Анализ документов | 38 | 30 |
Обратная связь и планирование | 41 | 48 |
Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе | ||
Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д.) | 44 | 37 |
Дифференциация и персонализация | 52 | 35 |
Вовлечение учащихся в активную деятельность | 48 | 43 |
Развитие цифровой грамотности | ||
Информационная грамотность | 40 | 39 |
Общение и совместная работа в цифровой среде | 52 | 50 |
Создание цифрового контента | 48 | 51 |
Ответственное использование цифровых технологий | 39 | 27 |
Решение проблем с помощью цифровых технологий | 39 | 35 |