В рамках проекта «Цифровой гражданин» Аналитический центр НАФИ проводит регулярные измерения уровня цифровой грамотности различных групп населения. Ранее мы оценивали цифровые навыки и знания россиян разного возраста*, трудоустроенных и неработающих**, педагогов***. Представляем итоги аналогичного исследования среди людей с инвалидностью.
Люди с инвалидностью активно пользуются интернетом и общаются в социальных сетях. Только 13% из них высоко оценивают свои цифровые компетенции. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ****.
Почти половина инвалидов полагают, что их цифровые компетенции развиты очень слабо или вовсе не развиты (49%). Треть опрошенных (35%) оценивают свои цифровые навыки как средние.
Доля тех, кто считает, что обладает высоким уровнем цифровой грамотности, выше среди трудоустроенных людей с инвалидностью, респондентов младше 30 лет и мужчин. При этом чем старше опрошенные, тем чаще они оценивают свои цифровые компетенции как недостаточные.
«Сегодня только 13% инвалидов оценивают свои цифровые компетенции как хорошие. Работать с людьми с инвалидностью означает не только организовать для них обучающие программы, но и мотивировать их развивать цифровые навыки», – комментирует исполнительный директор Аналитического центра НАФИ, эксперт проекта «Цифровой гражданин» Людмила Спиридонова.
Почти половина инвалидов отмечают, что работа с компьютером не вызывает у них затруднений (45%). Среди трудоустроенных доля тех, кому работать с ПК легко, вдвое выше, чем среди безработных.
Каждый второй человек с инвалидностью активно использует интернет (54%) и, в частности, общается в социальных сетях (50%). 39% опрошенных интересуются новинками в области цифровых устройств, программ и приложений. Наибольшая доля тех, кто обращает внимание на технологические новшества – среди людей младше 30 лет (61%).
Около трети опрошенных инвалидов (34%) заявляют, что их навыков и знаний недостаточно для того, чтобы комфортно работать с электронными сервисами по предоставлению госуслуг. Чем старше респонденты, тем выше доля тех, кому недостаточно цифровых компетенций для использования государственных онлайн-сервисов.
«Изолированность людей с инвалидностью – острая социальная проблема. Повышение их цифровых навыков в контексте включенности в общественную жизнь приобретает принципиальное значение. Задача государства – поддержать инвалидов, особенно пожилых, помочь им в освоении цифровых знаний», – отмечает Людмила Спиридонова. – Не менее важное значение имеет готовность различных компаний и организаций разрабатывать и внедрять интерфейс сайтов, мобильных приложений, а также онлайн-сервисов, придерживаясь принципов культуры равных возможностей, учитывая особенности инвалидов разных групп, обеспечивая им те же возможности доступа и использования, которые имеют все остальные».