Пройти интерактивный тест на готовность к цифровому будущему >>
МОСКВА, 20 июня 2018 года. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности* составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.
Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта Аналитического центра НАФИ «Цифровая грамотность для экономики будущего». В рамках проекта были проведены всероссийские опросы населения**, а также кабинетное исследование мировых практик оценки цифровых компетенций взрослого населения.
Индекс цифровой грамотности россиян
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде.
Компоненты цифровой грамотности:
- Информационная грамотность
- Знания о специфике информации и различных ее источниках
- Навыки поиска релевантной информации и ее сравнения
- Установки в отношении пользы и вреда информации
- Компьютерная грамотность
- Знание устройства компьютера и его функций
- Навыки использования компьютера и аналогичных устройств
- Установки в отношении роли компьютера в ежедневной практике
- Медиаграмотность
- Знание о медиа-контенте и его источниках
- Навыки поиска новостей и фактчекинга
- Установки в отношении достоверности информации, сообщаемой через СМИ
- Коммуникативная грамотность
- Знания о специфики диалога в цифровой коммуникации
- Навыки использования современных средств коммуникации
- Установки в отношении этики и норм общения в цифровой среде
- Технологические инновации
- Знания современных технологических тенденций
- Навыки работы с гаджетами и приложениями
- Установки в отношении пользы технологических инноваций
Индекс цифровой грамотности рассчитывался как среднее значение по всем указанным компонентам и составил 52 п.п. из 100 возможных. 26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде (доля респондентов с Индексом 90 п.п. и выше).
Самые развитые компетенции россияне демонстрируют в области медиаграмотности (подиндекс равен 65 п.п.). Самый низкий индекс – в области компьютерной грамотности (подиндекс равен 46 п.п.).
В Москве и Санкт-Петербурге, а также в городах-миллионниках индекс равен 59 п.п., в то время как в селе он почти на 10 п.п. ниже – 49 п.п. Чем выше уровень образования у человека, тем выше у него и уровень цифровой грамотности. Также уровень цифровой грамотности зависит от возраста – чем моложе люди, тем выше у них уровень цифровой грамотности. Значимых гендерных различий не обнаружено (53 п.п. среди мужчин и 50 п.п. среди женщин).
В целом россиянам в отношении цифровых компетенций свойственны устойчивые наборы базовых навыков при недостатке знаний и этических установок (подиндекс по навыкам - 55 п.п., по установкам – 53 п.п., по знаниям – 47 п.п.).
Уровень информационной грамотности
Одним из признаков достаточного уровня знаний является умение делать выводы о каком-то факте на основе разных источников. Большая часть россиян серьезно подходят к вопросу анализа информации и предпочитают изучать разные ресурсы (74%). С точки зрения навыков 81% легко находят нужную информацию в интернете (среди тех, у кого есть компьютер).
С этической стороной информационной грамотности ситуация не столь однозначна. Этот индикатор показывает, насколько глубоко человек рефлексирует по поводу найденной информации. 45% не задумываются о пользе и вреде информации, которую они получают в интернете.
Уровень компьютерной грамотности
Основными признаками человека, обладающего комьютерной грамотностью, являются понимение технических составлюящих компьютера и легкость в использовани устройства вне зависимости от платформы, а также понимание целей использования гаджетов.
78% пользователей в России считают работу на компьютере несложной. Однако чуть менее половины людей старше 55 лет (43%) испытывают трудности. Для сравнения, только 10% людей 18-24 лет и 12% людей 25-34 лет считают работу на компьютере сложной. Людям с высшим образованием это дается проще (85%), чем тем, у кого уровень образования ниже (74%).
Лишь 59% россиян могут оценить технические характеристики компьютера. 75% россиян пользуются компьютером для решения повседневных задач – для работы, учебы, или досуга и развлечений.
Молодежь и мужская аудиория лучше разбираются в компьютерах и программном обеспечении. Чем старше человек, тем хуже его знания в области компьютерной грамотности.
Уровень медиаграмотности
Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиа-пространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут неполно сообщать новости и информацию.
51% россиян не подвергают сомнению факты, опубликованные в СМИ, которым они доверяют. Каждый четвертый россиянин признался, что ему сложно отслеживать новости, ориентироваться в большом потоке событий (26%). Чем моложе человек, тем проще ему это дается.
Большая часть россиян (72%) осознают, что СМИ, которые они сами выбирают, могут не всегда представлять информацию достоверно. При этом почти треть россиян (28%) уверены, что те СМИ, которым они доверяют, правдиво освещают информацию и события. В достоверности информации, которую транслируют СМИ, больше всего сомневаются люди с высшим образованием, а также люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Уровень коммуникативной грамотности
Уровень знаний в области коммуникативной грамотности демонстрирует способность проанализировать позицию другого человека, высказывающегося в интернете.
58% россиян анализируют позицию своего собеседника во время беседы в интернете, причем среди молодежи эта доля выше.
Измерение уровня коммуникативных навыков подразумевает оценку опыта использования современных цифровых каналов общения (мессенджеры, социальные сети). Большинство россиян (75%) свободно пользуются современными средствами коммуникации: в первую очередь это молодые люди от 18 до 24 лет (95%) и от 25 до 34 лет (86%).
Большинство россиян (76%) считают, что в онлайн-пространстве должны сохраняться те же нормы общения, которые используются в жизни.
Цифровая грамотность и безопасность
Риски пробелов в цифровой грамотности заключаются в неадекватной оценке роли информации в современном мире, что, в свою очередь, ведет к непониманию того, что информацию нужно защищать. 44% россиян уверены, что способны защитить собственные персональные данные. Примечательно, что более половины российских интернет-пользователей (55%) считают, что защита их персональных данных – не их забота. По их мнению, этим должны заниматься владельцы сайтов, провайдеры сервисов, государство.
72% пользователей выкладывают в сеть личные фотографии, каждый пятый (19%) – сведения о членах своей семьи. Только треть респондентов делают резервные копии собственных данных (35%). Каждый пятый россиянин осуществляет платежи через публичные Wi-Fi сети (22%).
38% россиян используют один и тот же пароль для разных аккаунтов. Такая же доля пользователей не используют регулярно обновляемое антивирусное ПО.
44% пользователей поведут себя некорректно, если получат от знакомого человека письма с вирусом. Каждый десятый отправит сообщение с вирусом обратно адресату, еще 9% открыли бы письмо. 4% считают, что достаточно перезагрузить компьютер и от этого вирус пропадет. При этом пользователи интернета знают, как себя вести при получении электронного письма от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт (71%). Каждый десятый будет консультироваться со знакомым специалистом по данному вопросу.
Отношение человека к инновационным технологиям тесно связано с медиаграмотностью, информационной, компьютерной и коммуникативной грамотностью: если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.
Треть россиян следят за новинками в сфере инноваций (36%). Чем старше человек, тем реже он старается быть в курсе технологических новинок. Половина россиян осознают, что современные гаджеты помогают в повседневной жизни и упрощают ее (58%). При этом 53% отметили, что им сложно осваивать современные технологии.
Знания в области работы с информацией, % опрошенных
Все опрошенные | Люди с высшим образованием | Люди без высшего образования | |
Делаю выводы на основе информации из разных источников | 74 | 86 | 70 |
Доверяю одному источнику информации | 26 | 14 | 30 |
Навыки в области работы с информацией, % опрошенных
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
С легкостью могу найти информацию в интернете | 81 | 94 | 89 | 83 | 69 | 64 |
Мне сложно найти нужную информацию в интернете | 19 | 6 | 11 | 17 | 31 | 36 |
Установки в области работы с информацией, % опрошенных
Все опрошенные | |
Регулярно задумываюсь над тем, насколько полезна или вредна информация, которую я получаю в интернете | 55 |
Не задумываюсь о полезности или вреде информации, которую я получаю в интернете | 45 |
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую | 59 | 77 | 68 | 58 | 46 | 42 |
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны | 41 | 23 | 32 | 42 | 54 | 58 |
Знания в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Могу оценить, насколько современные компьютер и программное обеспечение я использую | 60 | 42 |
Мне сложно оценить, насколько компьютер и ПО современны | 40 | 58 |
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений | 78 | 90 | 88 | 80 | 67 | 57 |
Мне сложно и непривычно работать на компьютере | 22 | 10 | 12 | 20 | 33 | 43 |
Навыки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Для меня работа на компьютере – это естественный процесс, не вызывающий затруднений | 85 | 74 |
Мне сложно и непривычно работать на компьютере | 15 | 26 |
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д. | 78 | 90 | 88 | 80 | 67 | 57 |
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга | 22 | 10 | 12 | 20 | 33 | 43 |
Установки в области компьютерной грамотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д. | 85 | 69 |
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга | 15 | 31 |
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий | 49 | 65 | 61 | 55 | 47 | 35 |
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю | 51 | 35 | 39 | 45 | 53 | 65 |
Знания в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Я сравниваю разные источники новостей, чтобы удостовериться в правдивости освещения СМИ разных событий | 67 | 44 |
Я не подвергаю сомнению новости из СМИ, которым я доверяю | 33 | 56 |
Навыки в области медиаграмотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Я знаю, как всегда быть в курсе последних событий и новостей | 74 | 87 | 82 | 79 | 78 | 57 |
Мне сложно ориентироваться в потоке новостей и событий | 26 | 13 | 18 | 21 | 22 | 43 |
Установки в области медиаграмотности, % опрошенных
Все опрошенные | |
Я считаю, что СМИ, которые я предпочитаю, могут сообщать неполную информацию либо преподносить ее в выгодном кому-то свете | 72 |
Я считаю, что СМИ, которым я доверяю, полно, непредвзято и правдиво освещают происходящие события | 28 |
Знания в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Обычно я анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете | 58 | 72 | 60 | 57 | 49 | 53 |
Я редко анализирую позицию своего собеседника (собеседников) в интернете | 42 | 28 | 40 | 43 | 51 | 47 |
Навыки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Я свободно могу использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети) | 75 | 95 | 86 | 77 | 65 | 45 |
Для меня непривычно и неестественно использовать современные средства коммуникации (мессенджеры, социальные сети) для общения | 25 | 5 | 14 | 23 | 35 | 55 |
Установки в области коммуникативной грамотности, % опрошенных
Все опрошенные | |
Я считаю, что в интернете должны соблюдаться такие же нормы общения, как в реальной жизни | 76 |
Я считаю, что обычные нормы общения не подходят для интернета – здесь можно общаться свободно | 24 |
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами | 36 | 68 | 61 | 41 | 26 | 11 |
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий | 64 | 32 | 39 | 59 | 74 | 89 |
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами | 49 | 32 |
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий | 51 | 68 |
Знания о технологических инновациях, % опрошенных, разбивка по полу
Мужчины | Женщины | |
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами | 51 | 32 |
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий | 49 | 68 |
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Использование современных технологий не вызывает у меня затруднений | 47 | 89 | 74 | 61 | 35 | 14 |
Мне сложно осваивать современные технологии | 53 | 11 | 26 | 39 | 65 | 86 |
Навыки использования технологических инноваций, % опрошенных, разбивка по полу
Мужчины | Женщины | |
Я стараюсь быть в курсе технологических новинок, слежу за трендами | 50 | 56 |
Я не отслеживаю новинки и тренды в сфере технологий | 50 | 44 |
Отношение и установки к технологическим инновациям, % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Современные гаджеты и приложения помогают в повседневной жизни | 58 | 87 | 83 | 69 | 50 | 30 |
Гаджеты и приложения мешают, отвлекают меня от важных дел | 42 | 13 | 17 | 31 | 50 | 70 |
Индекс цифровой грамотности, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Индекс цифровой грамотности | 52 | 77 | 71 | 62 | 47 | 28 |
Индекс цифровой грамотности, разбивка по полу
Мужчины | Женщины | |
Индекс цифровой грамотности | 53 | 50 |
Индекс цифровой грамотности, разбивка по типу населенного пункта
Москва и Санкт-Петербург | Город 950 тыс. | Город 500-949,9 тыс. человек | Город 100-499,9 тыс. человек | Город 50-99,9 тыс. человек | Город до 49,9 тыс. человек и ПГТ | Село | |
человек и более | |||||||
Индекс цифровой грамотности | 59 | 59 | 54 | 47 | 51 | 51 | 49 |
Индекс цифровой грамотности, значение по видам грамотности
Индекс цифровой грамотности | |
Информационная грамотность | 54 |
Компьютерная грамотность | 46 |
Медиаграмотность | 65 |
Коммуникативная грамотность | 46 |
Отношение к технологическим инновациям | 47 |
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Пользоваться интернетом безопасно | 41 | 56 | 51 | 50 | 42 | 25 |
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по полу
Мужчины | Женщины | |
Пользоваться интернетом безопасно | 45 | 38 |
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Пользоваться интернетом безопасно | 47 | 40 |
«Как Вы считаете, насколько безопасно пользоваться интернетом?», % опрошенных, разбивка по пользующимся/не пользующимся интернетом
Пользуются интернетом | Не пользуются интернетом | |
Пользоваться интернетом безопасно | 52 | 16 |
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете | 44 | 60 | 51 | 43 | 36 | 28 |
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по полу
Мужчины | Женщины | |
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете | 54 | 48 |
Доля пользователей, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Обладаю достаточными знаниями и навыками, чтобы защитить свою персональную информацию в интернете | 49 | 41 |
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по полу
Все опрошенные | Мужчины | Женщины | |
Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов | 38 | 35 | 41 |
Доля пользователей, которые используют один и тот же пароль для разных аккаунтов, % пользователей интернета, разбивка по уровню образования
Есть высшее образование | Нет высшего образования | |
Использую один и тот же пароль для разных аккаунтов | 34 | 40 |
Доля пользователей, которые регулярно обновляют антивирус, % пользователей интернета
Все опрошенные | |
Регулярно обновляю антивирус | 59 |
Доля пользователей, которые осуществляют платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети, например, в кафе или на улице, % пользователей интернета, разбивка по возрастным группам
Все опрошенные | 18-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55+ | |
Осуществляю платежи, подключаясь через публичные Wi-Fi сети | 22 | 36 | 24 | 22 | 17 | 14 |
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от знакомого Вам человека обнаружен вирус?», % пользователей интернета
Пользователи интернета | |
Не будете открывать письмо и сообщите отправителю, что его компьютер заражен вирусом | 56 |
Отправите сообщение с вирусом обратно, не открывая его | 11 |
Откроете письмо, поскольку оно от знакомого человека | 9 |
Отключитесь от интернета, а затем откроете письмо | 4 |
Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать | 2 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 14 |
«Что Вы предпримите, если в электронном письме от незнакомого человека с просьбой зайти на веб-сайт?», % пользователей интернета
Пользователи интернета | |
Проигнорируете или удалите письмо | 71 |
Спросите у знакомого компьютерного специалиста, что делать | 11 |
Отправите ответное письмо с отказом | 7 |
Зайдете на сайт по ссылке в письме | 3 |
Другое | 1 |
Затрудняюсь ответить | 7 |