Цифровая грамотность россиян: исследование 2020

10 Апреля 2020

Только 27% россиян – каждый четвертый – обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Из-за недостаточного уровня знаний и навыков в сфере цифровых технологий многие люди и организации оказались не готовы к работе в дистанционном формате в условиях самоизоляции. Аналитический центр НАФИ представляет результаты комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019 годах*, а также в начале 2020 года**.

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 26% населения в 2018 году, 27% – в 2019, 30% – в 2020 и 32% – в 2021 (информация в соответствии с паспортом Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» приведена в таблице 1).

По результатам исследования НАФИ, доля россиян, обладающих достаточным уровнем цифровой грамотности, практически не менялась на протяжении последних трех лет. Так, в 2018 году 26% россиян имели высокий уровень цифровой грамотности. По состоянию на январь 2020 года эта доля составила 27% – отставание от целевых значений федерального проекта пока составило 3 п.п. (27% против ожидаемых 30%). До конца года еще 9 месяцев и возможен рост.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Большинство (65%) считают, что в организации, где они работают, персонал могут сократить из-за автоматизации процессов и внедрения новых технологий. Каждый четвертый работающий (24%) полагает, что сам может лишиться работы, если не будет проходить обучение в цифровой сфере. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в 1 квартале 2020 года составил 58 пунктов по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии Digcomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:

  • информационная грамотность;

  • коммуникативная грамотность;

  • создание цифрового контента;

  • цифровая безопасность;

  • навыки решения проблем в цифровой среде.

 

Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 59 п.п.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 62 п.п.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 53 п.п.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 60 п.п.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 58 п.п.

 

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федерального округа. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели различных аспектов цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (62 против 58 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (55 п.п.). 

Существенных различий в значениях цифровой грамотности между мужчинами и женщинами не наблюдается. При этом женщины демонстрируют более низкие показатели информационной грамотности (57 п.п. против 60 п.п. у мужчин), а также хуже справляются с проблемами в цифровой среде (56 п.п. против 59 п.п. у мужчин).

Уровень цифровой грамотности сильнее всего зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (59-61 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет.

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (64 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 51 п.п.

 

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Текущая эпидемиологическая ситуация и связанные с ней карантинные меры очень четко разделили общество на тех, кто, благодаря цифровым навыкам и знаниям, оказался способен к саморазвитию, и тех, чей образ жизни сильно деформировался. На тех, кто смог адаптироваться к новой реальности удаленной работы и учебы, и тех, чья образовательная и трудовая деятельность была поставлена на паузу. Это как нельзя ярко актуализировало тему цифровой грамотности и готовности россиян к жизни и работе в цифровой экономике, где миллионы управленческих, технических, социальных и бизнес-процессов реализуются в виртуальном, а не физическом пространстве.

Представляется, что и в России, и во всем развитом мире экономические последствия эпидемии смогут быть наилучшим образом преодолены благодаря «социально-культурному иммунитету», приобретенному в результате опыта ведения огромным числом людей и организаций цифрового образа жизни. Кроме того, люди на себе прочувствовали имеющиеся пробелы в цифровых компетенциях, что сформирует у многих установки на постоянное саморазвитие в этой области».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование


2018-2019 2019-2020
Индекс цифровой грамотности НАФИ (в процентных пунктах) 52 58
Доля населения, обладающего высокой цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики 26% 27%
*В 2017 г. на Саммите G20 группой экспертов был предложен подход к оценке цифровой грамотности на основе системы индикаторов: информационной, компьютерной, коммуникативной грамотности, а также медиаграмотности и отношения к технологическим инновациям (K. Chetty, Q. Liu, L. Wenwei. Bridging the Digital Divide: Measuring Digital Literacy, 2017). Опрошенные самостоятельно давали оценку своим цифровым компетенциям по пяти ключевым параметрам. НАФИ использовал методологию G20 в исследованиях 2017-2019 годов.
** Результаты исследования сравнимы с предыдущими волнами исследования. Подход DigComp 2.0 разработан Европейской Комиссией в рамках реализации программы обучения граждан цифровым навыкам. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по пяти основным параметрам: информационная грамотность, коммуникативная грамотность, создание цифрового контента, цифровая безопасность и навыки решения проблем в цифровой среде.

Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии Digcomp проведен в январе 2020 года. Опрошено 1300 человек в 70 регионах России. Возраст: 18 лет и старше.

*** Пресс-релиз Больше половины россиян опасаются потерять работу из-за цифровизации», 6 июня 2019, https://nafi.ru/analytics/bolshe-poloviny-rossiyan-opasayutsya-poteryat-rabotu-iz-za-tsifrovizatsii/
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Готовы учиться: россияне хотят узнавать новое о цифровой сфере
12 Декабря 2019
Россияне готовы к прохождению дополнительного обучения и заинтересованы в том, чтобы узнать больше о цифровой среде и современных технологиях. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения россиян к дополнительному образованию в сфере информационных технологий, которое Аналитический центр НАФИ и Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан провели в рамках реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Большинство российских компаний готовы к миграции в облако
28 Ноября 2019
77% российского крупного бизнеса готовы к переходу на облачные технологии и 36% подготовились к миграции полностью. Такие данные содержатся в комплексном исследовании «Востребованность облачных технологий в российском бизнесе», впервые проведенном на российском рынке компанией SberCloud и Аналитическим центром НАФИ.
Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности
20 Июня 2018
26% россиян продемонстрировали высокий уровень базовых компетенций в цифровой среде. Индекс цифровой грамотности составил 52 п.п. из 100 возможных. При этом россиянам свойственна легкомысленность в сфере защиты информации: только 38% респондентов делают резервные копии собственных данных, а 44% пользователей не знают, как правильно поступать в случае получения от знакомого человека письма с вирусом.


Цифровая грамотность для экономики будущего-2018 (Спецпроект)
20 Июня 2018
Материалы исследования были презентованы 20 июня на пресс-конференции для федеральных СМИ с участием Гузелии Имаевой, генерального директора Аналитического центра НАФИ, Дмитрия Сазонова, депутата Госдумы РФ, председателя Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн технологиям при Госдуме, Юлии Алферовой, советника Министра экономического развития РФ, Андрея Сельского, директора по направлению «Кадры и образование» Автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика», Илии Димитрова, общественного омбудсмена по цифровой экономике и Елены Луценко, руководителя образовательного проекта QIWI FINTEEN.