Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг

26 Ноября 2020

В условиях пандемии навыки пользования цифровыми сервисами для получения госуслуг выходят на первый план. С начала года 22% россиян улучшили навыки пользования государственными электронными порталами*, при этом почти треть (31%) считают, что их цифровых знаний и навыков недостаточно для работы с сайтом «Госуслуги» или аналогичными порталами. Об этом свидетельствуют результаты опроса Аналитического центра НАФИ**.

Чаще сложности с работой на электронных сервисах госуслуг возникают у людей старшего возраста, у тех, кто не имеет высшего образования, у неработающих пенсионеров, а также среди технического и обслуживающего персонала и рабочих.

«Россияне пользуются цифровыми государственными сервисами заметно менее уверенно, чем, например, финансовыми и платежными инструментами. Финансы – это наша повседневная рутина, мы часто расплачиваемся и совершаем денежные переводы. Госуслуги онлайн нужны реже: например, чтобы заплатить налоги и штрафы, подать заявление на новый паспорт или на получение какой-либо выплаты. Иногда кажется, что проще посетить МФЦ, чем иметь дело с порталом. До пандемии у многих людей не было повода изучать сайт Gosuslugi.ru», – отметила Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.

В среднем почти половина россиян (47%) пользовались цифровыми государственными услугами и считают, что обладают достаточными навыками для комфортной работы с этими сервисами.

Чем выше уровень достатка семьи, тем увереннее в ней пользуются онлайн-порталами по предоставлению госуслуг. «Корреляция между уровнем дохода семьи и развитыми цифровыми навыками объясняется более высокой экономической активностью таких людей. Им чаще приходится иметь дело, например, с оплатой налогов, а использование государственных электронных сервисов значительно упрощает и ускоряет подобные процедуры», – комментирует Людмила Спиридонова.

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Вам лично достаточно или недостаточно знаний и навыков, чтобы взаимодействовать с госорганами, обращаться за госуслугами в электронном виде – например, через сайт "Госуслуги" или через сайт Правительства вашего региона?», в % от всех опрошенных 

  %
Знаний достаточно, уже приходилось обращаться 47
Обращаться не приходилось, но знаний и навыков скорее всего будет достаточно   17
Пока знаний и навыков недостаточно 31
Затрудняюсь ответить    5

*Подробнее: 59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии, 3 сентября 2020 года https://nafi.ru/analytics/59-rossiyan-osvoili-novye-tsifrovye-servisy-s-nachala-pandemii/
**Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 53 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

46% работающих россиян жалеют, что не связаны с IT и не могут воспользоваться льготами для IT-специалистов
10 Августа 2022

Более половины россиян (56%) слышали о мерах господдержки ИТ-отрасли. При этом почти каждый второй работающий житель нашей страны (46%) сожалеет, что не связан с этой сферой и не может воспользоваться льготами, которые сейчас доступны ИТ-специалистам.

Две трети россиян хотели бы получить дополнительное образование в сфере IT
19 Июля 2022
Россияне готовы обучаться информационным технологиям (ИТ), причем доли женщин и мужчин, готовых проходить курсы по ИТ, совпадают. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.
Импортозамещение софта займет несколько месяцев – российские предприниматели
15 Июля 2022
По мнению российских предпринимателей, переход на отечественное программное обеспечение (ПО) в их компаниях обоснован из-за небезопасности иностранного ПО, невозможности его оплатить или роста его стоимости.
Самые распространенные стереотипы россиян об IT-профессиях
1 Июля 2022

Несмотря на бурное развитие цифровой экономики и присутствие на рынке труда множества IT-профессий, многие россияне руководствуются стереотипами и заблуждениями в отношении того, кто работает в данной сфере. Самые распространенные мифы: IT-специалист должен знать язык программирования (79%), а также уметь самостоятельно собрать и починить компьютер (55%). Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


Используемые методы