В условиях пандемии навыки пользования цифровыми сервисами для получения госуслуг выходят на первый план. С начала года 22% россиян улучшили навыки пользования государственными электронными порталами*, при этом почти треть (31%) считают, что их цифровых знаний и навыков недостаточно для работы с сайтом «Госуслуги» или аналогичными порталами. Об этом свидетельствуют результаты опроса Аналитического центра НАФИ**.
Чаще сложности с работой на электронных сервисах госуслуг возникают у людей старшего возраста, у тех, кто не имеет высшего образования, у неработающих пенсионеров, а также среди технического и обслуживающего персонала и рабочих.
«Россияне пользуются цифровыми государственными сервисами заметно менее уверенно, чем, например, финансовыми и платежными инструментами. Финансы – это наша повседневная рутина, мы часто расплачиваемся и совершаем денежные переводы. Госуслуги онлайн нужны реже: например, чтобы заплатить налоги и штрафы, подать заявление на новый паспорт или на получение какой-либо выплаты. Иногда кажется, что проще посетить МФЦ, чем иметь дело с порталом. До пандемии у многих людей не было повода изучать сайт Gosuslugi.ru», – отметила Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.
В среднем почти половина россиян (47%) пользовались цифровыми государственными услугами и считают, что обладают достаточными навыками для комфортной работы с этими сервисами.
Чем выше уровень достатка семьи, тем увереннее в ней пользуются онлайн-порталами по предоставлению госуслуг. «Корреляция между уровнем дохода семьи и развитыми цифровыми навыками объясняется более высокой экономической активностью таких людей. Им чаще приходится иметь дело, например, с оплатой налогов, а использование государственных электронных сервисов значительно упрощает и ускоряет подобные процедуры», – комментирует Людмила Спиридонова.
Cкачать пресс-релиз с таблицами данных 
«Вам лично достаточно или недостаточно знаний и навыков, чтобы взаимодействовать с госорганами, обращаться за госуслугами в электронном виде – например, через сайт "Госуслуги" или через сайт Правительства вашего региона?», в % от всех опрошенных
% | |
Знаний достаточно, уже приходилось обращаться | 47 |
Обращаться не приходилось, но знаний и навыков скорее всего будет достаточно | 17 |
Пока знаний и навыков недостаточно | 31 |
Затрудняюсь ответить | 5 |