Треть россиян не умеют пользоваться порталами госуслуг

26 Ноября 2020

В условиях пандемии навыки пользования цифровыми сервисами для получения госуслуг выходят на первый план. С начала года 22% россиян улучшили навыки пользования государственными электронными порталами*, при этом почти треть (31%) считают, что их цифровых знаний и навыков недостаточно для работы с сайтом «Госуслуги» или аналогичными порталами. Об этом свидетельствуют результаты опроса Аналитического центра НАФИ**.

Чаще сложности с работой на электронных сервисах госуслуг возникают у людей старшего возраста, у тех, кто не имеет высшего образования, у неработающих пенсионеров, а также среди технического и обслуживающего персонала и рабочих.

«Россияне пользуются цифровыми государственными сервисами заметно менее уверенно, чем, например, финансовыми и платежными инструментами. Финансы – это наша повседневная рутина, мы часто расплачиваемся и совершаем денежные переводы. Госуслуги онлайн нужны реже: например, чтобы заплатить налоги и штрафы, подать заявление на новый паспорт или на получение какой-либо выплаты. Иногда кажется, что проще посетить МФЦ, чем иметь дело с порталом. До пандемии у многих людей не было повода изучать сайт Gosuslugi.ru», – отметила Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ.

В среднем почти половина россиян (47%) пользовались цифровыми государственными услугами и считают, что обладают достаточными навыками для комфортной работы с этими сервисами.

Чем выше уровень достатка семьи, тем увереннее в ней пользуются онлайн-порталами по предоставлению госуслуг. «Корреляция между уровнем дохода семьи и развитыми цифровыми навыками объясняется более высокой экономической активностью таких людей. Им чаще приходится иметь дело, например, с оплатой налогов, а использование государственных электронных сервисов значительно упрощает и ускоряет подобные процедуры», – комментирует Людмила Спиридонова.

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных Скачать исследование


«Вам лично достаточно или недостаточно знаний и навыков, чтобы взаимодействовать с госорганами, обращаться за госуслугами в электронном виде – например, через сайт "Госуслуги" или через сайт Правительства вашего региона?», в % от всех опрошенных 

  %
Знаний достаточно, уже приходилось обращаться 47
Обращаться не приходилось, но знаний и навыков скорее всего будет достаточно   17
Пока знаний и навыков недостаточно 31
Затрудняюсь ответить    5

*Подробнее: 59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии, 3 сентября 2020 года https://nafi.ru/analytics/59-rossiyan-osvoili-novye-tsifrovye-servisy-s-nachala-pandemii/
**Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 53 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Ставка на онлайн: предприниматели станут больше тратить на сайты своих компаний
14 Января 2021

В 1 квартале 2021 года предприниматели будут в 5 раз чаще инвестировать в сайты своих компаний: после пандемии и самоизоляции сократились продажи по традиционным каналам, и многие представители бизнеса осознали необходимость перехода в онлайн. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ.  


Большинство россиян не сдавали данные для Единой биометрической системы
28 Декабря 2020

Большинство россиян негативно относятся к идее сдачи своих биометрических данных, в том числе для Единой биометрической системы. Многие сомневаются в том, что собираемые различными организациями биометрические данные надежно защищены. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ.


35% россиян в зоне риска: измерение уровня цифровой финансовой грамотности
5 Ноября 2020
Треть россиян имеют низкий уровень цифровой финансовой грамотности: они не используют цифровые технологии управления финансами и дистанционные банковские сервисы, предпочитают расплачиваться наличными. В условиях цифровизации эти люди становятся особенно уязвимыми для мошенников. Кроме того, под угрозой оказывается их финансовое благополучие – возможности делать сбережения, планировать бюджет, вовремя оплачивать счета и разумно подходить к выбору финансовых продуктов. 
59% россиян освоили новые цифровые сервисы с начала пандемии
3 Сентября 2020

Более половины россиян продолжали работать во время пандемии, многие – дистанционно. В результате «вынужденной» цифровизации многих сфер более половины россиян (59%) освоили ряд новых цифровых сервисов и технологий, при этом 41% признались, что не научились работать с новыми сервисами или программами. 47% россиян считают, что они надежно защищены в цифровой среде.

Используемые методы

Внимание!

Нам стало известно о ряде случаев мошенничества, когда людям звонят или пишут от лица сотрудников НАФИ и предлагают заработать на криптовалютах и ценных бумагах. Пожалуйста, будьте бдительны! Мы не обращаемся к клиентам с подобными предложениями. О фактах мошенничества, пожалуйста, сообщайте нам.