Только 7% россиян знают уровень инфляции

4 Февраля 2020

Большинство россиян (67%) за последний год отметили рост цен на товары и услуги, который негативно отразился на благосостоянии их семьи. 41% россиян знают, что означает термин «инфляция», при этом уровень инфляции, близкий к официальному значению Банка России, смогли назвать только 7% россиян. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в декабре 2019 года*.

Инфляция – это рост цен на товары и услуги в течение продолжительного времени. Большинство россиян (78%) считают, что знают, что такое инфляция, однако правильное определение инфляции смогли выбрать из предложенных вариантов только 41% опрошенных. Некоторые неверно определяли инфляцию как резкое сокращение денежной массы в экономике, резкое изменение обменного курса одной валюты по отношению к другой, избыточное предложение товаров на рынке. Подробнее – в таблице №2 ниже.

Большинство россиян не знают текущий уровень инфляции в стране. Несмотря на то, что почти каждый пятый (19%) считает, что приблизительно или точно знает уровень инфляции, значения, близкие к официальным данным Банка России, смогли назвать только 7% россиян (они отметили уровень инфляции от 3% до 5% годовых включительно).

Большинство тех, кто дал правильное определение инфляции, знают, что является ее главными причинами (80%, в пересчете на все население – 33%). Так, в качестве причин роста инфляции верно называли печать необеспеченных денег, обесценивание денег вследствие выдачи слишком большого числа кредитов, сговор монополистов с целью установки высоких цен на ключевые товары. Среди неверно указанных причин роста инфляции – обесценивание рубля из-за западных санкций, сокращение валютных поступлений в страну, а также дефицит товаров. Подробные данные и формулировки вопросов – в таблице №3.

Среди россиян, знакомых с термином «инфляция», чуть более четверти осведомлены о наиболее эффективных способах ее сдерживания, которые могут применяться государством: 28% (11% в пересчете на все население) верно указали такие способы, как повышение ключевой ставки Банка России и неувеличение денежной массы в экономике. Другие ответы – регулирование государством цен на основные продукты, установка максимально допустимой наценки на продукты питания, компенсация роста цен увеличением пенсий и зарплат бюджетникам. Подробнее – в таблице №4.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора, Аналитический центр НАФИ:

«Для управления личными и семейными финансами важно понимать, что происходит с экономикой страны, в которой живешь и работаешь. Инфляция, в этом смысле, является одним из наиболее популярных экономических индикаторов: о нем говорят в СМИ, а национальные банки стран регулярно измеряют инфляционные ожидания людей, учитывая данные в своей денежной политике.

Человек должен понимать и осознавать факт изменения стоимости денег во времени. В исследовании мы хотели узнать, насколько хорошо люди понимают, что такое инфляция и как они применяют свои знания, распоряжаясь личными финансами, делая сбережения и планируя будущие покупки. Полученные результаты, к сожалению, показали низкий уровень осведомленности россиян в этом вопросе. В свою очередь, это является предпосылкой нерационального потребительского и сберегательного поведения людей, формирования недоверия к финансовым институтам».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

Скачать аудиокомментарий Тимура Аймалетдинова, заместителя генерального директора Аналитического центра НАФИ

Таблица №1. «Знаете ли Вы, что такое инфляция?», в % от всех опрошенных

  Все респонденты
Знаю (хорошо или в общих чертах) 78
Не знаю 22

*Репрезентативный всероссийский опрос НАФИ проведен в декабре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет
4 Марта 2020
Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.
Лояльность россиян к банкам падает четвертый год подряд
13 Февраля 2020
C 2016 по 2020 год индекс лояльности россиян к основному банку (NPS) снизился более чем в восемь раз: с 43 до 5 пунктов. Только за прошлый год индекс упал почти в три раза. Растет доля клиентов, не готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым. Аналитический центр НАФИ представляет ежегодное исследование уровня потребительской лояльности на розничном рынке банковских услуг.
Портрет заемщика: кто в России чаще всего берет кредиты?
16 Января 2020
Кредитными продуктами (кредит в банке, кредитная карта, займ) сегодня пользуется каждый третий россиянин (33%). Кредитная активность во многом определяется семейным и трудовым статусом человека. Активнее других берут кредиты семьи с детьми и матери-одиночки, а реже всего – неработающие пенсионеры. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в рамках совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.



Россияне пользуются кешбэком и смотрят сторис банков
14 Ноября 2019
Цифровые финансовые услуги востребованы среди россиян. Наиболее популярны переводы средств по номеру телефона и оплата услуг через банковские приложения. Реже всего пользуются цифровыми помощниками банков. Каждый четвертый россиянин получает кешбэк, каждый пятый просматривает сторис банков.

Используемые методы