Соцпакет или деньги? Чем работодатели мотивируют сотрудников

19 Сентября 2019

По сравнению с прошлым годом выросло число работающих россиян, которые в качестве дополнительной мотивации получали премии и бонусы, а доля тех, кому работодатель предоставляет соцпакет, сократилась. При этом россияне считают именно соцпакет одним из наиболее привлекательных способов вознаграждения за хорошую работу. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2019 года*.

По сравнению с прошлым годом большее число россиян отметили, что для мотивации и вознаграждения сотрудников их работодатель использует премии и бонусы (52%, рост на 13 п.п.). Доля тех, кому работодатель предоставляет социальный пакет, сократилась с 39% до 27%. В ТОП-3 способов мотивации также вошли корпоративные мероприятия, организуемые работодателем.

Реже для мотивации персонала используются дополнительные отгулы и выходные дни (эти методы указали 15% работающих), а также тринадцатая зарплата (14%). Последнее место делят такие способы мотивации, как подарки, оплата обучения и оборудованные места для отдыха (указали 6-7% работающих).

Каждый пятый работающий (22%) заявил, что в его организации не используются никакие меры поощрения за хорошую работу, причем чаще всего об этом говорили люди рабочих профессий (31%).

Для самих работающих россиян наиболее привлекательными способами вознаграждения за хорошую работу являются премии и бонусы (73%), а также тринадцатая зарплата (56%). 41% отметили важность социального пакета. Каждый четвертый (25%) предпочел бы получить в качестве вознаграждения дополнительные выходные или отгулы. Для 15% желаемым поощрением станут ценные подарки. 14% работающих считают хорошим методом мотивации оплату обучения работодателем.

Работающие россияне чаще всего отмечали, что в их социальный пакет входит полис дополнительного медицинского страхования (26%). Также в соцпакет включаются оплата питания (14%), оплата проезда (11%), мобильной связи (11%) и обучения (10%), предоставление льготных путевок для сотрудников и их детей (10%). Реже в социальный пакет входят предоставление работодателем кредита (8%), оплата жилья (4%) и транспорта (4%), а также абонементы в бассейн и фитнес-центр (3%).

Больше всего в составе социального пакета работающие россияне хотели бы видеть льготные путевки для себя и детей (47%), а также ДМС (45%). Среди других востребованных составляющих социального пакета – бесплатное питание (33%), оплата проезда (28%), повышение квалификации за счет работодателя (21%), оплачиваемая мобильная связь (18%) и компенсация расходов на спорт (14%).

Cкачать пресс-релиз с таблицами данныхСкачать исследование

«Какие способы мотивации и вознаграждения сотрудников используются на вашем месте работы?»*, в % от работающих россиян

  2018 2019
Премии и бонусы 39 52
Социальный пакет 39 27
Поздравление с праздниками, корпоративные мероприятия 21 21
Дополнительные отгулы и выходные дни 13 15
13-ая зарплата 15 14
Ценные подарки 6 7
Оплата обучения (различные курсы, высшее образование, программы МВА и др.) 5 6
Информирование о достижениях и оценках отличившихся работников 5 6
Оборудованные места для отдыха 4 6
Нет никаких способов мотивации и вознаграждения 26 22
Другое  1 1
Затрудняюсь ответить 5 3

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа



*Всероссийский опрос НАФИ проведен в августе 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Тип публикации: Результаты опросов

Похожие публикации

Россияне стали хуже высыпаться и менее продуктивно работать
7 Ноября 2019
На протяжении последних трех лет растет число работающих россиян, которые не высыпаются. Основная причина недосыпа – необходимость сверхурочной работы или учебы. С каждым годом работающие россияне все ниже оценивают свою продуктивность в дни недосыпа. Из-за неэффективности труда невысыпающихся сотрудников работодатели несут издержки в размере 198 млрд рублей в месяц – на 24 млрд больше, чем в прошлом году. Таковы итоги всероссийских исследований, проведенных Аналитическим центром НАФИ в 2016, 2017, 2018 и 2019 годах.
Трудовая мобильность россиян растет
3 Октября 2019
Число работающих россиян, готовых к переезду в другой регион или город с целью лучшего трудоустройства, растет на протяжении последних двух лет. В 2017 году к смене места жительства были готовы 25% работающих, в 2018 – 28%, в 2019 – 33%. Больше половины работающих (65%) по-прежнему не готовы менять свое место жительства. 
Человеческий капитал: оценка трудовых отношений, актуальные проблемы. "Социология. Статистика. Публикации. Отраслевой обзор №3(17), 2019"
30 Сентября 2019
Предыдущий год был ознаменован пенсионной реформой, связанной с демографическими изменениями в России — 29% россиян находятся в возрасте старше 50 лет. Каждый россиянин, не только предпенсионного возраста, должен понимать, что для того, чтобы быть востребованным на рынке труда на протяжении многих лет, необходимо постоянно повышать и расширять свои знания и навыки. От работодателя проведенная реформа также требует пересмотра отношения к человеческому капиталу в компании, отказа от любых форм дискриминации, в том числе возрастной, готовности постоянно обучать персонал, формировать условия труда, которые позволят всем категориям сотрудников работать эффективно.
Каждый пятый работающий недоволен условиями труда
9 Сентября 2019
Каждый пятый работающий россиянин (18%) недоволен условиями труда на своем рабочем месте, при этом большинство работающих (81%) заявили, что удовлетворены условиями труда. Кроме низкого уровня заработной платы россияне чаще всего жалуются на помещения, в которых приходится работать, плохую оснащенность рабочего места и нестабильный график с переработками.

Используемые методы