В эпоху глобальной цифровизации и развития высоких технологий появляются все новые и более современные сервисы и продукты на рынке финансовых услуг. Автоматизация процессов, переход на удаленные каналы обслуживания и заимствование опыта развитых экономик способствуют тому, что финансовые институты в России внедряют свои новые сервисы быстро и зачастую без оглядки на конечного потребителя. Определенный опыт развития нашей страны, экономические условия последних лет привели к тому, что не все россияне имеют полноценный опыт пользования финансовыми продуктами и услугами. Финансовое поведение граждан во многом нерационально, а уровень финансовой грамотности на большой территории нашей страны не равномерный. Именно рациональное финансовое поведение граждан является основой будущего финансового благополучия нации и может способствовать успешному развитию финансовой отрасли и экономики страны.
Перед органами государственной власти стоит задача формировать комфортную среду для финансовых институтов и различных некоммерческих организаций, и граждан при пользовании финансовыми услугами и продуктами. Основными характеристиками успешной среды должны стать: с одной стороны, доступность финансовых услуг для всех категорий граждан, прозрачность условий и тарифов, безопасность финансовых продуктов и услуг, с другой стороны – высокий уровень финансовой осведомленности населения, грамотное и рациональное поведение граждан. Достижение условий финансового благополучия как населения и участников финансового рынка, так и для государства в целом, носит сегодня первостепенный характер.
В обзоре содержатся результаты открытых исследований Аналитического Центра НАФИ, проведенных за последние шесть месяцев. Это данные всероссийских социологических исследований по оценке уровня пользования банковскими продуктами и услугами среди населения и представителей бизнеса, а также анализ официальной статистики рынка, экспертные оценки и обзор контента тематических СМИ. Обзор позволит получить представление о тенденциях рынка банковских услуг, спрогнозировать дальнейшее его развитие и принять соответствующие управленческие решения.
Данный материал продолжает серию отраслевых обзоров, посвященных рыночным и потребительским тенденциям:
- Социологические данные получены посредством ежемесячных инициативных всероссийских опросов Аналитического центра НАФИ, проводимых по национальной репрезентативной выборке в размере 2000 человек, не чем в 46 регионах Российской Федерации, в 152 населенных пунктах.
- Статистическая погрешность данных составляет не более 2,7%. Статистические данные получены из официальных источников: базы данных Всемирного банка DataBank, базы данных и публикаций Международного валютного фонда, информационных ресурсов ОЭСР, статистики Росстата, публикуемой отчетности Центрального банка, Росреестра.
- Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN.